02.09.2023

Комплекс упражнений при заболеваниях нервной системы. Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы. Повреждения коленного сустава


Лечение и реабилитация больных с различными заболеваниями и травмами центральной и периферической нервной системы являются одной из актуальных проблем современной медицины, требующей комплексного подхода с использованием широкого круга лечебных средств, в том числе и лечебной физической культуры. Заболевания и повреждения нервной системы проявляются в виде двигательных, чувствительных, координационных расстройств и нарушений трофики. При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться следующие расстройства движений: параличи, парезы, и гиперкинезы. Паралич, или плегия,- полное выпадение мышечного сокращения, парез - частичное выпадение двигательной функции. Паралич или парез одной конечности называют соответственно моноплегией или монопарезом, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегией или гемипарезом, трех конечностей - триплегией или трипарезом, четырех конечностей - тетраплегией или тетрапарезом.

Параличи и парезы бывают двух видов: спастические и вялые. Спастический паралич характеризуется отсутствием только произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Он бывает при поражении коры передней центральной извилины или пирамидного пути. Вялый паралич проявляется отсутствием и произвольных, и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, низким тонусом и атрофией мышц. Вялый паралич наблюдается при поражении периферических нервов, корешков спинного мозга или серого вещества спинного мозга (передних рогов).

Гиперкинезами называют измененные движения, лишенные физиологического значения, возникающие непроизвольно. К ним относят судороги, атетоз, дрожание.

Судороги могут быть двух видов: клонические, которые представляют собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические - длительные сокращения мышц. Судороги возникают как результат раздражения коры или ствола головного мозга.

Атетоз - медленные червеобразные движения пальцев, кисти, туловища, в результате чего оно закручивается при ходьбе штопорообразно. Атетоз наблюдается при поражении подкорковых узлов.
Дрожание - непроизвольные ритмические колебания конечностей или головы. Оно наблюдается при поражении мозжечка и подкорковых образований.



Нарушение координации называют атаксией. Различают статическую атаксию - нарушение равновесия при стоянии и динамическую атаксию, проявляющуюся в нарушении координации движений, несоразмерности двигательных актов. Атаксия чаще всего возникает при поражении мозжечка и вестибулярного аппарата.

При заболевании нервной системы нередко возникают расстройства чувствительности. Различают полное выпадение чувствительности - анастезию, понижение чувствительности - гипостезию и повышение чувствительности - гиперстезию. при нарушениях поверхностной чувствительности больной не различает тепло и холод, не чувствует уколов; при расстройстве глубокой чувствительности теряет представление о положении конечностей в пространстве, в результате чего его движения становятся неуправляемыми. Нарушения чувствительности возникают при повреждении периферических нервов, корешков, проводящих путей и спинного мозга, проводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.

При многих заболеваниях нервной системы возникают трофические нарушения: кожа делается сухой, на ней легко появляются трещины, образуются пролежни, захватывающие и подлежащие ткани; кости делаются ломкими. Особенно тяжелые пролежни бывают при повреждении спинного мозга.

Механизмы лечебного действия физических упражнений

Механизмы лечебного действия физических упражнений при травматических повреждениях и заболеваниях периферических нервов разнообразны. Применение разных форм лечебной физической культуры: утренней гигиенической гимнастики, лечебной гимнастики, гимнастики в воде, прогулок, некоторых спортивных упражнений и спортивных игр - способствует восстановлению проводимости нерва, утраченных движений и выработке компенсаторных двигательных навыков, стимулирует процессы регенерации, улучшает трофику, предупреждает осложнения (контрактуры и деформации), улучшает психическое состояние больного, оказывает общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие на организм.

Общие основы методики лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура при поражениях периферических нервов проводится по трем установленным периодам.

I период - период острого и подострого состояния - продолжается 30-45 дней с момента травмы. Задачи лечебной физической культуры в этом периоде: 1) выведение больного из тяжелого состояния, повышение психического тонуса, общеукрепляющее воздействие на организм; 2) улучшение лимфо- и кровообращения, обмена веществ и трофики в зоне поражения, рассасывание воспалительного процесса, профилактика образования спаек, формирование мягкого, эластичного рубца (при травме нерва); 3) укрепление периферических мышц, связочного аппарата, борьба с мышечной атрофией, предупреждение контрактур, порочных положений и деформаций; 4) посылка импульсов на восстановление утраченных движений; 5) улучшение работы органов дыхания, кровообращения, выделения и обмена веществ в организме.

Занятия лечебной физической культурой в I периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 6-8 раз в день самостоятельно (комплекс упражнений подбирается индивидуально). Продолжительность занятий с инструктором - 20-30 мин, самостоятельных занятий - 10-20 мин.
II период начинается с 30-45-го дня и продолжается б- 8 месяцев с момента травмы или поражения периферического нерва. Задачами лечебной физической культуры в этом периоде являются: 1) укрепление паретичных мышц и связочного аппарата, борьба с атрофией и дряблостью мышц пораженной области, а также тренировка мышц всей конечности; 2) восстановление полного объема, координации, ловкости, быстроты выполнения активных движений в пораженной области, а при невозможности- максимальное развитие компенсаторных двигательных навыков; 3) предупреждение развития порочного положения пораженной области и связанных с ним сопутствующих нарушений в организме (нарушения осанки, походки, кривошеи и т. д.).

Занятия лечебной физической культурой во II периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 4-6 раз самостоятельно (индивидуальный комплекс). Продолжительность занятий с инструктором 40-60 мин, самостоятельных занятий - 25-30 мин.

III период - тренировочный - период окончательного восстановления всех функций пораженной области и организма в целом. Он длится до 12-15 месяцев с момента травмы. Задачами лечебной физической культуры этого периода являются: 1) окончательное восстановление всех двигательных функций пораженной области и организма в целом; 2) тренировка высокодифференцированных движений в сложной координации, быстроты, силы, ловкости, выносливости; 3) восстановление сложных трудовых процессов и общей трудоспособности.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в III периоде один раз с инструктором и 4-5 раз самостоятельно (выполняется комплекс упражнений, назначенных врачом или инструктором лечебной физической культуры). Продолжительность занятий с инструктором 60-90 мин, самостоятельных занятий - 50-60 мин.

Лечебная гимнастика в воде проводится во всех периодах лечения. Температура воды 36-37°. При повреждении периферических нервов верхней конечности продолжительность занятия в
I периоде -8-10 мин, во II-15 мин, в III -20 мин. Для выработки импульсов на активные движения в паретичной мускулатуре содружественно двумя руками выполняются всевозможные движения пальцев (разведение, сгибание, сопоставление всех пальцев с первым пальцем, «когти», щелчки и др.), захватывание пальцами крупных резиновых и пластмассовых предметов: мяча, губки, и др.; всевозможные упражнения для лучезапястного сустава, включая пронацию и супинацию. К концу I периода и во II периоде активные упражнения паретичной рукой дополняются, направляются здоровой рукой больного. В III периоде в воде выполняются упражнения на развитие хвата (например, паретичной рукой зажать и стараться удержать полотенце, а здоровой-вырвать его и др.), на захват мелких предметов и удержание их, т. е. на преодоление сопротивления. При поражении периферических нервов нижней конечности продолжительность занятия в I периоде 10 мин, во II-15 мин, в III -25 мин. По возможности физические упражнения желательно выполнять в бассейне. В I периоде уделяется большое внимание посылке импульсов на выработку активных движений в паретичной мускулатуре в сочетании с содружественными движениями здоровой ногой, а также с помощью рук больного. Упражнения выполняются в ванне или в бассейне в исходном положении сидя, стоя и в ходьбе. Упражнения для пальцев и голеностопного сустава проводятся на весу, в опоре на пятку и на всю стопу. Много времени отводится движениям в голеностопном суставе во всех направлениях. Во II и III периодах эти движения дополняются упражнениями с предметами, на мяче (прокатывание мяча, круговые движения), на гимнастической палке, в ластах, в разных вариантах ходьбы (на всей стопе, на носках, на пятках, на наружном и внутреннем краях стопы), с резиновым бинтом (его удерживает сам больной или методист), плаванием с участием ног. При оперативных вмешательствах лечебная физическая культура в воде назначается после снятия швов.

При любом поражении периферических нервов активные движения (особенно при первых их проявлениях) выполняются в минимальной дозировке: 1-2 раза в I периоде, 2-4 раза во II и 4-6 раз в III. Если мышца будет перенапрягаться, она утратит способность активно сокращаться на несколько дней, и восстановление активных движений будет протекать замедленно. Поэтому активные движения выполняются в такой дозировке, но повторяются несколько раз в течение занятия.
При любом поражении периферических нервов для предупреждения контрактур, порочных положений и деформаций обязательно накладывают фиксирующую повязку, которую снимают на время занятий. Инструктор лечебной физической культуры на каждом занятии пассивно прорабатывает все суставы паретичной конечности во всех возможных направлениях.

Если при поражении периферических нервов нижней конечности отмечается свисание стопы, большое внимание обращают на обучение больного правильной опоре на ногу и ходьбе. Свисающую стопу обязательно фиксируют эластической тягой к обычной обуви или специальным ортопедическим ботинком (рис. 46). Прежде чем обучать больного ходить, надо научить его правильно стоять, опираясь на больную ногу, используя дополнительную точку опоры: спинку стула, костыли, палку; затем обучить ходьбе на месте, ходьбе с двумя костылями или палками, с одной палкой и только потом без опоры.

Лечение поражений периферических нервов проводится в стационаре, амбулаторно, в санаториях, на курортах и носит комплексный характер. На всех этапах в комплекс лечебных процедур входят лечебная физическая культура, массаж, электростимуляция паретичных мышц, лечебная гимнастика в воде, физиотерапия и медикаментозная терапия.

Это ознакомительно-информационная статья о том, какую роль играет , принципах, методах и средствах ЛФК. Поговорим о факторах, имеющих значение для осуществления реабилитации неврологических больных: что усложняет и что облегчает процесс восстановления нервной системы.

Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы играет существенную роль в реабилитации неврологических больных. Лечение нервной системы невозможно без лечебной гимнастики. имеет основную цель – восстановление навыков самообслуживания и, если возможно, полную реабилитацию.

Важно не упустить время для создания правильных новых двигательных стереотипов: чем раньше начато лечение, тем легче, качественнее и быстрее происходит компенсаторно – приспособительное восстановление нервной системы.

В нервной ткани увеличивается количество отростков нервных клеток и их разветвлений на периферии, задействуются другие нервные клетки и возникают новые нервные связи для восстановления утраченных функций. Своевременные адекватные тренировки важны для создания правильных стереотипов движений . Так, например, при отсутствии занятий лечебной физкультурой «правополушарный» инсультный больной – беспокойный непоседа «научится» ходить, подтаскивая парализованную левую ногу к правой и волоча её за собой, вместо того, чтобы научиться ходить правильно, при каждом шаге передвигая ногу вперед и затем перенося центр тяжести тела на нее. Если это произойдет, то переучить будет очень сложно.

Не все пациенты с заболеваниями нервной системы могут самостоятельно выполнять упражнения. Поэтому без помощи родных им не обойтись. Для начала, перед тем, как приступить к занятиям лечебной гимнастикой с пациентом, у которого имеется парез или паралич, родственникам следует освоить некоторые техники перемещения больного: пересаживания с кровати на стул, подтягивания в постели кверху, тренировки ходьбы и так далее. По сути это техника безопасности для профилактики чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы ухаживающего за больным. Поднимать человека очень тяжело, поэтому все манипуляции нужно выполнять на уровне фокусника в виде «циркового трюка». Владение некоторыми специальными техниками значительно облегчит процесс ухода за больным и поможет сохранить собственное здоровье.

Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы.

1). Раннее начало применения лечебной физкультуры.

2). Адекватность физической нагрузки: физическая нагрузка подбирается индивидуально с постепенным нарастанием и усложнением заданий. Небольшое усложнение упражнений психологически делает предыдущие задания «легкими»: то, что раньше казалось трудным, после новых чуть более сложных заданий выполняется более легко, качественно, постепенно появляются утраченные движения. Нельзя допускать перегрузку во избежание ухудшения состояния больного: могут усилиться двигательные нарушения. Чтобы прогресс происходил быстрее, нужно заканчивать занятие на том упражнении, которое получается у данного больного, акцентировать на этом внимание. Большое значение я придаю психологической подготовке пациента к следующему заданию. Это выглядит примерно так: «Завтра мы будем учиться вставать (ходить)». Пациент все время думает об этом, происходит общая мобилизация сил и готовность к новым упражнениям.

3). Простые упражнения сочетаются со сложными для тренировки высшей нервной деятельности.

4). Двигательный режим постепенно неуклонно расширяется: лежа – сидя – стоя.

5). Используются все средства и методы ЛФК: лечебная гимнастика, лечение положением, массаж, экстензионная терапия (механическое выпрямление или вытяжение по продольной оси тех частей тела человека, у которых нарушено правильное анатомическое расположение (контрактуры)).

Основной метод лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы - лечебная гимнастика, основные средства ЛФК – упражнения.

Применяются

  1. изометрические упражнения, направленные на укрепление мышечной силы;
  2. упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышечных групп;
  3. упражнения с ускорением и замедлением;
  4. упражнения на координацию;
  5. упражнение на равновесие;
  6. рефлекторные упражнения;
  7. идеомоторные упражнения (с мысленным посылом импульсов). Именно эти упражнения при заболеваниях нервной системы я применяю наиболее часто в сочетании с Су-джок – терапией.

Поражение нервной системы бывает на разных уровнях, от этого зависит неврологическая клиника и, соответственно, подбор лечебных упражнений и других физиотерапевтических лечебных мероприятий в комплексном лечении конкретного неврологического больного.

Гидрокинезотерапия - упражнения в воде - очень эффективный метод восстановления двигательных функций.

ЛФК при заболеваниях нервной системы подразделяется в соответствии с отделами нервной системы человека в зависимости от того, какой отдел нервной системы поражен:

ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы;
ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях соматической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях вегетативной нервной системы.

Предлагаю посмотреть видео о нервной системе человека для того, чтобы иметь представление о её строении и функциях.

Некоторые тонкости работы с неврологическими больными.

  1. Состояние психической деятельности неврологического больного.
  2. Опыт больного в занятиях физкультурой до болезни.
  3. Наличие лишнего веса.
  4. Глубина поражения нервной системы.
  5. Сопутствующие заболевания.

Для занятий лечебной физкультурой огромное значение имеет состояние высшей нервной деятельности неврологического больного: способность осознавать происходящее, понимать поставленную задачу, концентрировать внимание при выполнении упражнений; играет роль волевая деятельность, способность решительно настроиться на ежедневный кропотливый труд для достижения цели восстановить утраченные функции организма.

В случае перенесенного инсульта или травмы головного мозга чаще всего пациент частично утрачивает адекватность восприятия и поведения. Образно можно сравнить с состоянием пьяного человека. Наблюдается «растормаживание» речи и поведения: обостряются недостатки характера, воспитания и наклонности к тому, что «нельзя». У каждого пациента нарушение поведения проявляется индивидуально и зависит от того,

1). какой деятельностью пациент занимался до инсульта или до травмы головного мозга: умственным или физическим трудом (с интеллектуалами работать намного легче при условии нормального веса тела);

2). насколько был развит интеллект до болезни (чем больше развит интеллект пациента с инсультом, тем больше сохраняется способность к целенаправленным занятиям ЛФК);

3). в каком полушарии головного мозга произошел инсульт. «Правополушарные» инсультные больные ведут себя активно, бурно проявляют эмоции, не стесняются «выражаться»; не желают выполнять указания инструктора, раньше времени начинают ходить, в итоге у них есть риск формирования неправильных двигательных стереотипов. «Левополушарные» пациенты, наоборот, ведут себя неактивно, не проявляют интереса к происходящему, просто лежат и не желают заниматься лечебной физкультурой. Работать легче с «правополушарными» пациентами, достаточно найти к ним подход; необходимо терпение, деликатное и уважительное отношение, решительность методических указаний на уровне военного генерала. 🙂

Во время занятий указания следует давать решительно, уверенно, спокойно, короткими фразами, возможно повторение указаний в связи с замедленным восприятием больного какой-либо информации.

В случае утраты адекватности поведения у неврологического больного я всегда эффективно применяла «хитрость»: разговаривать с таким пациентом нужно так, как-будто он совершенно нормальный человек, не обращая внимания на «оскорбления» и другие проявления «негативности» (нежелание заниматься, отрицание лечения и другие). Не нужно быть многословным, надо делать небольшие паузы, чтобы больной успевал осознавать информацию.

В случае поражения периферической нервной системы развивается вялый паралич или парез. Если при этом нет энцефалопатии, то пациент способен на многое: он может самостоятельно заниматься понемногу в течение дня несколько раз, что, несомненно, повышает шанс на восстановление движений в конечности. Вялые парезы поддаются сложнее, чем спастические.

*Паралич (плегия) – полное отсутствие произвольных движений в конечности, парез – неполный паралич, ослабление или частичная утрата движений в конечности.

Нужно учитывать еще один важный фактор: занимался ли пациент физкультурой до заболевания. Если физические упражнения не входили в его образ жизни, то реабилитация при заболевании нервной системы значительно усложняется. Если данный пациент регулярно тренировался, то восстановление нервной системы будет происходить легче и быстрее. Физический труд на работе не относится к физкультуре и пользы организму не приносит, так как является эксплуатацией собственного организма как инструмента для выполнения работы; здоровья он не прибавляет в связи с отсутствием дозирования физической нагрузки и контроля самочувствия. Физический труд как правило однообразен, поэтому имеется изнашивание организма в соответствии с профессией. (Так, например, маляр-штукатур «зарабатывает» плечелопаточный периартроз, грузчик – остеохондроз позвоночника, массажист – остеохондроз шейного отдела позвоночника, варикозное расширение вен нижних конечностей и плоскостопие и так далее).

Для домашних занятий лечебной физкультурой при заболеваниях нервной системы потребуется смекалка для подбора и постепенного усложнения упражнений, терпение, регулярность ежедневных занятий несколько раз в течение дня. Будет гораздо лучше, если в семье нагрузка по уходу за больным распределится на всех членов семьи. В доме должен быть порядок, чистота и свежий воздух.

Кровать желательно поставить так, чтобы к ней был доступ с правой и левой сторон. Она должна быть достаточно широкой, чтобы можно было перекатывать больного с боку на бок при смене постельного белья и перемене положения тела. Если кровать узкая, то придется каждый раз подтягивать больного в центр кровати, чтобы он не упал. Понадобятся дополнительные подушки и валики для создания физиологичного положения конечностей в положении лежа на боку и спине, лонгета для парализованной руки для профилактики контрактуры мышц - сгибателей, обычный стул со спинкой, большое зеркало для того, чтобы пациент мог видеть и контролировать свои движения (особенно зеркало необходимо при лечении неврита лицевого нерва).

На полу должно быть место для выполнения упражнений лежа. Иногда нужно сделать поручни для опоры руками в туалете, в ванной комнате, коридоре. Для занятий лечебной гимнастикой с неврологическим больным понадобится шведская стенка, гимнастическая палка, эластические бинты, мячи разного размера, кегли, роликовый массажер для стоп, стулья разной высоты, степ-скамейка для фитнеса и многое другое.

Посмотрите обучающее видео по уходу за неврологическим больным, чтобы понять принципы техники и правильно ею пользоваться, чтобы не навредить своему здоровью. Смотреть надо внимательно, тренироваться лучше на здоровом человеке, который будет имитировать парализованного больного.

"Пересаживание пациента".

"Уход за больными: поворот на бок на длительное время". Если кровать будет чуть пошире, то не придется каждый раз подтягивать пациента в центр кровати, достаточно будет просто перекатить его с боку на бок и подложить подушки для физиологичного положения конечностей и для профилактики растяжения связок суставов. Положение больного желательно менять каждые 2 часа во избежание пролежней. Из этого видео хорошо запомните, что надолго оставлять на парализованной стороне нельзя.

"Уход за больными: подтягивание пациента". Подтягивание пациента - одна из сложных манипуляций: нужно и свою спину сберечь, и подтянуть больного так, чтобы не сместилось постельное белье и рубашка больного; под телом больного не должно быть складок. Запомните, что нельзя тянуть за руку, чтобы избежать вывиха суставов и растяжения связочного аппарата.

Лечение нервной системы легким не бывает, нужно настроиться на кропотливый тяжелый труд и создать условия для максимального облегчения ухода за больным. ЛФК при заболеваниях нервной системы частично относится к общему уходу за больным. При каждом неврологическом заболевании есть свои особенности, которые мы будем рассматривать в других статьях. Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы в сочетании с массажем, ДЭНС-терапией, Су-джок-терапией и другими методами лечения с обязательным выполнением назначений невролога , несомненно, даст положительный результат. Иногда удается добиться максимального восстановления движений и даже трудоспособности.

Нервная система представляет собой сложную систему, регулирующую и координирующую деятельность организма человека. Ее основу составляют центральная нервная система (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС), в которую входят остальные нейронные элементы.
Кроме головного и спинного мозга, к важнейшим органам нервной системы относятся глаза, уши, органы, которые отвечают за вкус и обоняние, а также сенсорные рецепторы, расположенные на коже, в суставах, мышцах и других частях тела.
В наше время заболевания и повреждения нервной системы встречаются довольно часто. Они могут произойти в результате травмы, инфекции, дегенерации, структурных дефектов, опухолей, нарушения кровотока, а также вследствие аутоимунных заболеваний (когда организм начинает атаковать сам себя).
Заболевания нервной системы могут привести к расстройствам движений, таким, как параличи, парезы, гиперкинезы.
Паралич (или плегия) - это полное выпадение мышечного сокращения. Парез - частичное выпадение двигательной функции орагнизма. Паралич или парез одной конечности называются - моноплегия или монопарез, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегия или гемипарез, трех конечностей - триплегия или трипарез и четырех конечностей - тетраплегия или тетрапарез.
Различают два вида параличей и парезов: спастические и вялые. При спастическом параличе наблюдается отсутствие только произвольных движений, а также повышение мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Вялый паралич характеризуется отсутствием как произвольных, так и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, а также низким тонусом и атрофией мышц.
Гиперкинезы - это измененные движения, которые лишены физиологического значения и возникают непроизвольно. К гиперкинезам относятся судороги, атетоз, дрожание.
Судороги бывают двух видов: клонические, представляющие собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические, которые представляют собой длительные сокращения мышц. Судороги возникают в результате раздражения коры или ствола головного мозга.
Атетоз - это медленные червеобразные движения пальцев, кистей туловища, которые приводят к тому, что при ходьбе туловище закручивается штопорообразно. Это заболевание образуется при поражении подкорковых узлов.
Дрожание характеризуется непроизвольными ритмическими колебаниями конечностей или головы. Оно возникает как следствие поражения мозжечка и подкорковых образований.
Атаксия - это нарушение координации движений. Атаксия бывает двух видов: статическая (нарушение равновесия при стоянии) и динамическая (нарушение координации движений, характеризующееся несоразмерностью двигательных актов). Как правило, атаксия образуется в результате поражения мозжечка и вестибулярного аппарата.

Очень часто при заболеваниях нервной системы возникают расстройства чувствительности. Бывает полное выпадение чувствительности, которое называется - анастезия, а также бывает понижение чувствительности - гипостезия и повышение чувствительности - гиперстезия. Если у больного наблюдаются нарушения поверхностной чувствительности, то в этом случае он не различает тепло и холод, не чувствует уколов. Если наблюдается расстройство глубокой чувствительности, тогда больной теряет представление о положении конечностей в пространстве, что приводит к неуправляемости его движений. К нарушениям чувствительности приводят повреждения периферических нервов, корешков, приводящих путей и спинного мозга, а также приводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.
В результате многих заболеваний нервной системы в организме возникают трофические нарушения, а именно: кожа делается сухой, на ней появляются трещины, образуются пролежни, которые захватывают и подлежащие ткани, кости делаются хрупкими и ломкими. Особенно тяжелые пролежни наблюдаются, когда повреждается спинной мозг.

Все вышеперечисленные заболевания нервной системы являются очень актуальными в наше время, и с помощью современной медицины, имеющей в своем арсенале широкий круг лечебных средств, вполне поддаются лечению. Особую роль в лечении и реабилитации больных с различными заболеваниями и травмами центральной и переферической нервной системы играет лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы.

Благодаря ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы происходит растормаживание участков нерва, которые находятся в состоянии угнетения, а также стимуляция процессов регенерации, что в свою очередь способствует восстановлению проводимости нерва, улучшению движений и других функций, которые были нарушены в результате патологического процесса. Физические упражнения при заболеваниях нервной системы способствуют улучшению трофики в месте повреждения нерва, а также предупреждают образование сращений и рубцовых изменений, то есть - вторичных деформаций. Если поражения периферических нервов являются необратимыми, то в этом случае специальные упражнения при заболеваниях нервной системы обеспечивают формирование двигательных компенсаций. Лечебная физкультура и лечебная гимнастика при болезнях нервной системы применяются как при травмах периферических нервов, так и при воспалительных процессах в них. ЛФК и ЛГ при заболеваниях нервной системы противопоказаны только в том случае, если у больного тяжелое общее состояние и имеются сильные боли.

Занятия ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы способствуют восстановлению нарушенных функций головного и спинного мозга и являются лечебно-воспитательным процессом, который осуществляется с помощью сознательного и активного (насколько это позволяет) участия больного. Лечебные упражнения при заболеваниях нервной системы, которые к тому же сочетаются с психотерапевтическим воздействием, прежде всего направлены на то, чтобы повысить общий жизненный тонус больного, что в свою очередь создает благоприятные предпосылки для восстановления и компенсации утраченных функций.

ЛФК при неврозах является естественным биологическим методом, при котором применение физических упражнений и естественных факторов природы физиологически обосновано. Благодаря ЛФК и ЛГ при неврозах оказывается непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления, которые наблюдаются при этом заболевании, физические упражнения при неврозах способствуют выравниванию динамики основных нервных процессов, а также координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д.

Таким образом, лечебная физкультура и (регулярное их использование) занимают очень важное место в восстановительных процессах и комплексном лечении.

Комплекс ЛФК при заболеваниях нервной системы:
(перед занятием нужно подсчитать пульс)
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, затем ходьба с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
2. Ходьба по кругу на носках, на пятках поочередно в одну и другую сторону, затем - с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
3. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. И. П - то же самое. Попеременно поднимать руки вверх (сначала правую руку, затем - левую), движения постепенно ускорять. Выполнить от 60 до 120 раз в 1 минуту.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки опустить через стороны вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 минуту. Выполнять 20-30 секунд.
7. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки резко опустить вниз между ногами - выдох. Повторить 3-4 раза.
8. И. П. - ноги вместе, руки на поясе. Сделать приседание - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 4-5 раз.
9. И. П. - стоя на носках. Опуститься на пятки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Данное упражнение выполняется в парах - на преодоление сопротивления:
а) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, которые согнуты в локтях. Поочередно каждый из пары оказывает сопротивление одной рукой, а другую руку при этом выпрямляет. Повторить 3-4 раза.
б) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, сделать приседание (руки выпрямить), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
в) И. П. - то же самое. Поднять руки вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза.
г) И. П. - то же самое. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (в танцевальном темпе), затем руки разъединить и хлопнуть в ладони 3 раза. Повторить то же самое левой ногой. Сделать 3-4 раза каждой ногой.
11. И. П. - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками в стенку и поймать его. Повторить 5-6 раз.
12. И. П. - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения, выполняемые на снарядах:
а) пройти по гимнастической скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза.
б) выполнять прыжки с гимнастической скамейки. Сделать 3-4 раза.
в) И. П. - стоя у гимнастической стенки, вытянутыми руками держаться за концы рейки на уровне плеч. Руки согнуть в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Подняться на носки - сделать вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. И. П. - то же самое. По очереди расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После выполнения всех упражнений вновь подсчитать пульс.

ЛФК при неврозах .
Комплекс физических упражнений при неврозах №1:
1. И. П. - стоя, ноги врозь. Закрыть глаза, руки поднять до уровня плеч, затем соединить выпрямленные указательные пальцы перед грудью, при этом открыв глаза. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Повторить 4-6 раз.
2. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делать руками движения, имитирующие лазание по канату. Дыхание равномерное. Сделать 2-4 раза.
3. И. П. - ноги врозь, руки на пояс. По очереди отводить ноги в стороны до отказа. Дыхание равномерное. Выполнить 2-6 раз.
4. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх и одновременно поднять и согнуть в колене левую ногу. При поднимании рук сделать вдох, при опускании - выдох. Затем то же самое повторить с другой ногой. Выполнить каждой ногой по 2-4 раза.
5. И. П. - то же самое. На счет "раз" - сделать прыжок на месте, ноги врозь. Сделать хлопок руками вверху над головой. На счет "два" - возвращаемся прыжком в исходное положение. Выполнить 2-6 раз.
6. И. П. - то же самое. Выполнять прыжки на носках, при этом туловище вперед не наклонять, руки внизу. Сделать 5-10 раз.
7. И. П. - ноги врозь, руки внизу. Выполнять руками движения, имитирующие движения пловца. Дыхание равномерное. Выполнить 5-10 раз.
8. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднимать по очереди левую и правую ногу вперед, при этом делать хлопки руками под поднятой ногой и за спиной. Дыхание равномерное. Сделать 3-6 раз.
9. И. П. - ноги врозь, руки вдоль туловища. Подбросить маленький мячик вверх перед собой, сделать хлопок руками за спиной и поймать мяч. Дыхание равномерное. Сделать 5-10 раз.
10. И. П. - то же самое. Руки поднять, согнуть в локтях и привести к плечам. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Сделать 4-6 раз.

Комплекс упражнений при неврозах №2:
1. Сесть на стул, руки вытянуть перед собой. Сделать вдох - отвести руки в стороны, прогнуться в области грудной клетки. Сделать выдох - вернуть руки в исходное положение и опустить голову. Темп медленный. Сделать 6-8 раз.
2. Сесть на коврик (ноги прямые), в руках двухкилограммовые гантели. Сделать вдох - коснуться гантелями носков ног, выдох - притянуть гантели к себе. Сделать 12 раз.
3. Встать, руки опустить, левую ногу поставить вперед (пяткой к носку правой ноги). Стоя на месте, сохраняя равновесие, руками имитировать движения крыльев мельницы. Потеряв равновесие, вернуться в исходное положение и начать упражнение сначала.
4. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать вдох - сделать два шага (с левой ноги), выдох - два подскока на левой ноге и два подскока на правой, при этом двигаясь вперед. Сделать 8 раз.
5. И. П. - то же самое. Сделать вдох - поднять руки в стороны, выдох - поставить левую ногу вплотную перед правой и, закрыв глаза, сохранять равновесие. Сделать вдох - вернуться в исходное положение. Выполнить 8 раз.
6. Поставить стул на расстоянии 4 шагов от стены, затем встать перед стулом. Бросить теннисный мяч в стену, сесть на стул и поймать мяч после того, как он отскочет от пола. Сделать 10 раз.
7. Лечь на спину, расслабиться. Сделать вдох - напрячь мышцы рук и ног (по очереди), выдох - расслабиться. Сделать 3-4 раза.
8. Ноги вместе, руки внизу. Ритмично шагать по комнате, при этом меняя положение рук: сначала положить их на бедра, потом поднять к плечам, затем - на голову и сделать перед собой хлопок. Повторить 3 раза.
9. Сесть на стул, ноги согнуть, руки положить на край стула. Сделать вдох, затем длинный выдох и подтянуть согнутые ноги к груди, затем выпрямить их, развести в стороны, согнуть и поставить на пол. Сделать 8 раз.
10. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать два шага - вдох, руки поднять в стороны, затем сделать третий шаг - присесть и руки вытянуть вперед. Затем встаньте, руки опустите. Сделайте 4 раза.
11. Встать на брусок одной ногой, взять в руки теннисный мяч. Стоять на одной ноге (на левой, затем на правой), ударяя мячом об пол одной рукой и ловя другой. Сделать 15 раз.

Неврозы, являющиеся невротическими расстройствами, могут развиться при различных обстоятельствах (переутомление, нервные перегрузки, соматические заболевания, прием отдельных групп препаратов, чрезмерные умственные нагрузки, затяжные стрессовые ситуации). Неврозы классифицируются следующими состояниями:

  • неврастенией (крайнее возбуждение в сочетании с быстрой утомляемостью);
  • психастенией (навязчивые мысли, вызывающие переживания);
  • истерией (навязчивое состояние выраженной агрессией, криком, плачам, конфликтами).

В лечении неврозов необходим комплексный подход, поэтому терапия такого рода расстройства включает психотерапевтические методы, медикаментозную терапию, лечебную физкультуру. Лечебная физкультура при неврозах имеет свою особенность, которая заключается в том, что должна быть распределена одинаково на все группы мышц и способствовать стимулированию, нормализации и выравниванию работы первой и второй сигнальных систем (подкорки и коры головного мозга).

Физические нагрузки при неврозах

К рекомендуемым относятся скандинавская ходьба, ходьба на лыжах , плавание , езда не велосипеде, другими словами, нужно выбирать такие виды спорта, которые не требуют нервного перенапряжения, а выполняются в размеренном, спокойном ритме, способствуют физической или эмоциональной разгрузке. При выполнении упражнений при неврозах можно использовать не силовые тренажеры, а упражнения с обручем, мячом, гантелями.

Лечебную физкультуру при неврозах рекомендуется проводить на свежем воздухе, где дополнительно благотворное влияние на организм можно получить от воздействия солнечных лучей (как известно, витамин D , синтезирующийся на коже под воздействием солнечных лучей способствует стабильной работе нервной системы, что является профилактикой неврозов , депрессий и стрессов ) и естественных звуков окружающей природы. Физическую нагрузку при выполнении упражнений при неврозах рекомендуется наращивать постепенно, поэтому лечебная физкультура при неврозах предполагает весьма продолжительный срок, что необходимо для постепенного привыкания организма к нагрузкам.

Особое значение при проведении лечебной физкультуры при неврозах отводится дыхательным упражнениям, как статическим – в состоянии покоя, так и динамическим – при участии различных групп мышц для стимулирования работы внутренних органов и тканей. Весьма полезно выполнение упражнений при неврозах в сочетании с водными процедурами для усиления расслабляющего эффекта.

Методика выполнения зависит от типа невроза : при истерии следует выбирать активные упражнения с направленностью на торможение с использованием мелодичного музыкального сопровождения и носить характер игровых упражнений, не вызывающих возбуждение , а приводящих к психическому равновесию.

Комплекс упражнений при неврозах

Лечебная физкультура при неврозе способствует нормализации деятельности внутренних органов, а также способствуют восстановлению психоэмоционального фона.

Выполнение комплекса упражнений при неврозах рекомендуется начинать с ходьбы, ускоряя и замедляя шаг (рекомендуемое время выполнения 5-7 мин.).

Примерные упражнения при неврозах :

В положении «стоя»:

  1. Производить наклоны головы в стороны (3-5 раз);
  2. Производить движения руками, имитирующие лазанье по канату (3-5 движений повторять не менее 5 раз);
  3. Поставить ноги на ширине плеч, закрыть глаза, согнуть руки в локтях перед собой, сомкнут указательные пальцы перед грудью, открыть глаза. При вздохе поднять руки вверх, на выдохе – медленно опускать, разводя в разные стороны (3-5 раз);
  4. Повторить подскоки на менее 7 раз;
  5. Выполнять наклоны в стороны, вправо и влево, стараясь рукой коснуться пола (3-5 раз в каждую сторону);
  6. Совершать выпад поочередно каждой ногой вперед, совершая пружинистые покачивания (3 сек.) на счет 4 подскоком менять ноги;
  7. Поднять руки вверх, приседая, скрещивая руки в положении «присев» опустить их на колени, (3-5 раз).
  8. Для выполнения этого упражнения потребуется мяч. Положение «ноги врозь», взять мяч с пола, побрасывая совершить хлопок ладонями за спиной (8-10 раз).

В положении «сидя»:

  1. На счет 1- развести ноги врозь, а руки – в стороны, 3-5 раз выполнить повороты в стороны попеременно;
  2. Упражнение выполняется под счет. На счет 1 – согнуть ноги в коленях, на счет 2-3 – совершить поворот туловища влево, касаясь руками пола, на счет 4 – вернуться в исходное положение. Аналогично выполнить упражнение в противоположную сторону. (3-5 раз);

В положении «лежа на животе»:

  1. На счет 1 отвести левую ногу назад, на счет 2 — согнуть и коснуться носком головы, на счет 3 принять исходное положение. Провести аналогичное упражнение с правой ногой (выполнять не менее 3 раз для каждой ноги);
  2. Принять исходное положение, поднять руки вверх, на счет 1-2 – совершить поворот вправо по кругу, на счет 3-4 – влево по кругу. (2-4 раза);

В положении «лежа на спине»:

  1. На счет 1-2 плавно сесть, на счет 3-4 – вернуться в исходное положение. (выполнить 3-5 раз).

Завершить комплекс упражнений при неврозах рекомендуется ходьбой, сочетая с расслабляющими упражнениями.

Эффективное лечение неврозов

Не стоит забывать, что положительную динамику от выполнения упражнений при неврозах можно получить при условии соблюдения правильного режима дня (здоровое питание, здоровый сон , закаливание, пребывание на свежем воздухе и т.д.).

Поскольку неврозы могут быть обусловлены рядом нарушений обменных процессов, в том числе и дефицитом витаминов и микроэлементов в организме, нарушением режима питания, повышенными умственными и физическими нагрузками на работе, вызывающими переутомление, особенностями работы нервной системы, переживаниями, стрессами, то и подход к лечению невроза должен быть комплексным.

Наряду с лечебной физкультурой, психотерапевтическими методами, коррекцией режима дня, занятий й о г о й , медитацией , применения иглоукалывания, хорошим помощником в лечении неврозов является фитотерап и я , препятствующая развитию психопатологических процессов.

Для восстановления работы вегетативной нервной системы, нарушения которой проявляются в выраженных приступах головной бол и , нестабильном артериальном давлении используют гречиху красностебельную , содержащую флавоноиды: кверцетин, рутин, цитрин, улучшающие работу мозга , повышающие эластичность сосудов, в том числе сосудов головного мозга. Гречиха красностебельная, входит в состав витаминов для мозга – Мемо-Вит , включающих также трутневый расплод , богатый полезными для жизни человека полезными веществами, среди которых витамины большинства основных групп, макро- и микроэлементы , заменимые и незаменимые аминокислоты , особенно полезен для людей, страдающих неврозами, этиология которых связана с изменением гормонального фона (например, климактерический невроз ). Физиологическая активность трутневого расплода , так как являясь донатором энтомологических прогормонов (тестостерона , прогестерона и эстрадиола), способствует восстановлению гормонального баланса в организме мужчин и женщин. Дополняет состав Мемо-Вит порошок плодов шиповника – источника витамина С, позволяющего стимулировать защитные способности организма и повышающего его стрессоустойчивость .

Одним из характерных признаков невроза является нарушение сна, проявляющегося в различных формах, для восстановления которого рекомендуются седативные лекарственные травы: валериана лекарственная и пустырник , не вызывающие, в отличие от лекарственных препаратов аналогичного действия привыкания и зависимости . На основе этих растительных средств произведены растительные препараты Валериана П и Пустырник П , в добавлением к растительному сырью витамина С, усиливающего действие лекарственных трав.

Для уменьшения проявлений таких характерных признаков невроза, как раздражительность , перепады настроения, беспокойство и тревожность, бессонница, истерических припадков (основной симптом истерического невроза) положительная динамика наблюдается от приема биологически активного комплекса Нерво-Вит , произведенного на основе синюхи голубой , обладающей высоким седативным и анксиолитическим действием (по сравнению с валерианой , превышающим в 10 раз). Входящие в состав Нерво-Вит мелисса лекарственная и пустырник позволяют достичь более быстрого успокоительного эффекта, а валериана лекарственная, при совместном действии другими лекарственными травами в составе Нерво-Вит позволяет значительно увеличить продолжительность седативного эффекта. Для усиления действия трав и вывода из организма токсинов, входит витамин С , предупреждающий преждевременное старение и повышающий стрессоустойчивость. Инновационный препарат Нерво-Вит, являющийся одним из 100 лучших товаров 2012 года , произведен, как и другая продукция линейки «Секреты долголетия» по технологии криоизмельчения при низких температурах, сохраняющей лечебную силу лекарственного сырья, в удобной для приема форме таблетки. Использование препаратов по технологии криообработки позволяет получить более высокий терапевтический эффект, чем от препаратов, изготовленных по технологии с высокотемпературной обработкой (экстракты, настои, отвары) лекарственных растений, теряющей часть их целительной силы.

Для тех, кто отдает предпочтение традиционной форме изготовления, для восстановления сна рекомендуются препараты растительного происхождения серии «Драже Вечернее»: Драже Вечернее Плюс (валериана, пустырник), Драже Вечернее Форте (валериана,


Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы

Заболевания ЦНС обусловлены различными причинами, в их числе -- инфекция, атеросклероз, гипертоническая болезнь.

Поражения головного и спинного мозга нередко сопровождаются параличами и парезами. При параличе произвольные движения полностью отсутствуют. При парезе произвольные движения ослаблены и ограничены в различной степени. ЛФК является обязательным компонентом в комплексном лечении при различных заболеваниях и травмах ЦНС, стимулируя защитные и приспособительные механизмы.

ЛФК при инсультах:

Инсульт -- это острое нарушение мозгового кровообращения различной локализации. Различают два вида инсультов: геморрагический (1-4 %) и ишемический (96-99 %).

Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в мозг, возникает при гипертонической болезни, атеросклерозе сосудов головного мозга. Кровоизлияние сопровождается быстро развивающимися общемозговыми явлениями и симптомами очагового поражения мозга. Геморрагический инсульт развивается, как правило, внезапно.

Ишемический инсульт обусловлен нарушением проходимости мозговых сосудов вследствие закупорки их атеросклеротической бляшкой, эмболом, тромбом или в результате спазма сосудов мозга различной локализации. Такой инсульт может возникнуть при атеросклерозе сосудов мозга, при ослаблении сердечной деятельности, понижении АД и другим причинам. Симптомы очагового поражения нарастают постепенно.

Нарушения мозгового кровообращения при геморрагическом или ишемическом инсульте вызывают парезы или параличи центральные (спастические) на стороне, противоположной очагу поражения (гемиплегия, гемипарез), нарушения чувствительности, рефлексов.

Задачи ЛФК:

Восстановить функцию движения;

Противодействовать образованию контрактур;

Содействовать снижению повышенного тонуса мышц и уменьшению выраженности содружественных движений;

Способствовать общему оздоровлению и укреплению организма.

Методика лечебной гимнастики строится с учетом клинических данных и сроков, прошедших после инсульта.

ЛФК назначают со 2-5-го дня с начала заболевания после изчезновения явлений коматозного состояния.

Противопоказанием служит тяжелое общее состояние с нарушением деятельности сердца и дыхания.

Методику применения ЛФК дифференцируют в соответствии с тремя периодами (этапами) восстановительного лечения (реабилитации).

I период -- ранний восстановительный

Этот период длится до 2-3 мес. (острый период инсульта). В начале заболевания развивается полный вялый паралич, который через 1-2 нед. постепенно сменяется спастическим и начинают формироваться контрактуры в сгибателях руки и разгибателях ноги.

Процесс восстановления движений начинается через несколько дней после инсульта и длится месяцы и годы. Движения в ноге восстанавливаются быстрее, чем в руке.

В первые дни после инсульта применяют лечение положением, пассивные движения.

Лечение положением необходимо для предупреждения развития спастических контрактур или устранения, уменьшения уже имеющихся.

Под лечением положением понимают укладку больного в постели так, чтобы мышцы, склонные к спастическим контрактурам, были по возможности растянуты, а точки прикрепления их антагонистов -- сближены. На руках спастическими мышцами, как правило, являются: мышцы, приводящие плечо при одновременной ротации его внутрь, сгибатели и пронаторы предплечья, сгибатели кисти и пальцев, мышцы, приводящие и сгибающие большой палец; на ногах -- наружные ротаторы и приводящие мышцы бедра, разгибатели голени, икроножные мышцы (подошвенные сгибатели стопы), тыльные сгибатели основной фаланги большого пальца, а часто и других пальцев.

Фиксация или укладка конечностей с целью профилактики или коррекции не должна быть продолжительной. Это требование связано с тем, что, сближая на длительное время точки прикрепления мышц-антагонистов, можно вызвать чрезмерное повышение их тонуса. Поэтому положение конечности следует в течение дня менять.

При укладке ноги изредка придают ноге согнутое в коленях положение; при разогнутой ноге под колени подкладывают валик. Необходимо ставить ящик или прикреплять доску к ножному концу кровати для того, чтобы стопа опиралась под углом 90" к голени. Положение руки также меняют несколько раз в день, разогнутую руку отводят от туловища на 30-40° и постепенно до угла 90°, при этом плечо должно быть ротировано наружу, предплечье супинировано, пальцы почти выпрямлены. Достигают этого с помощью валика, мешочка с песком, которые помещают на ладонь, большой палец устанавливают в положении отведения и оппозиции к остальным, т.е. так, как будто больной захватывает этот валик. В таком положении всю руку укладывают на стул (на подушку), стоящий рядом с кроватью.

Длительность лечения положением устанавливают индивидуально, руководствуясь ощущениями больного. При появлении жалоб на неприятные ощущения, боль положение меняют.

На протяжении дня лечение положением назначают через каждые 1,5-2 ч. В этом периоде лечение положением проводят в ИП лежа на спине.

Если фиксация конечности снижает тонус, то непосредственно после нее проводят пассивные движения, доводя постоянно амплитуду до пределов физиологической подвижности в суставе. Начинают с дистальных отделов конечностей.

Перед пассивным проводят активное упражнение здоровой конечности, т.е. пассивное движение предварительно «разучивается» на здоровой конечности. Массаж для спастических мышц -- легкий, применяют поверхностное поглаживание, для антагонистов -- легкое растирание и разминание, ч

II период -- поздний восстановительный

В течение этого периода больной находится на стационарном лечении. Продолжают лечение положением в ИП лежа на спине и на здоровом боку. Продолжают массаж и назначают лечебную гимнастику.

В лечебной гимнастике используют упражнения пассивные для паретичных конечностей, упражнения с помощью инструктора в облегченных ИП, удержание отдельных сегментов конечности в определенном положении, элементарные активные упражнения для паретичных и здоровых конечностей, упражнения на расслабление, дыхательные, упражнения в изменении положения при постельном режиме.

Контрольные движения для оценки функции движения рук при центральных (спастических) парезах

1. Поднимание параллельно прямых рук (ладонями вперед, пальцы разогнуты, большой палец отведен).

2. Отведение прямых рук с одновременной наружной ротацией и супинацией (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен).

3. Сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища с одновременной супинацией предплечья и кисти.

4. Разгибание рук в локтевых суставах с одновременной наружной ротацией и супинацией и удерживание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен).

5. Вращение кистей в лучезапястном суставе.

6. Противопоставление большого пальца остальным.

7. Овладение необходимыми навыками (причесывание, поднесение предметов ко рту, застегивание пуговиц и т.д.).

Контрольные движения для оценки функции движения ног и мышц туловища

1. Сгибание ноги со скольжением пятки по кушетке в положении лежа на спине (равномерное скольжение по кушетке пяткой с постепенным опусканием стопы до полного прикосновения подошвы к кушетке в момент предельного сгибания ноги в коленном суставе).

2. Поднимание прямых ног на 45-50° от кушетки (положение на спине,

ступни параллельны, не касаются друг друга) -- удержать ноги прямыми при некотором разведении, без колебаний (при большой тяжести поражения проверяют возможность поднимания одной ноги, при нарушении кровообращения не проверяют).

3. Поворот прямой ноги внутрь в положении лежа на спине, ноги на ширине плеч (свободный и полный поворот выпрямленной прямой ноги внутрь без одновременного ее приведения и сгибания при правильном положении стопы и пальцев).

4. «Изолированное» сгибание ноги в коленном суставе; лежа на животе-- полное прямолинейное сгибание без одновременного поднимания таза; стоя -- полное и свободное сгибание ноги в коленном суставе при разогнутом бедре с полным подошвенным сгибанием стопы.

5. «Изолированное» тыльное и подошвенное сгибание стопы (полное тыльное сгибание стопы при разогнутой ноге в положениях лежа на спине и стоя; полное подошвенное сгибание стопы при согнутой ноге в положении лежа на животе и стоя).

6. Качание голеней в положении сидя на высоком табурете (свободное и ритмичное раскачивание ног в коленных суставах одновременно и попеременно).

7. Ходьба по лестнице.

III период реабилитации

В III периоде реабилитации -- после выписки из стационара -- ЛФК применяют постоянно для того, чтобы уменьшить спастическое состояние мышц, боли в суставах, контрактуры, содружественные движения; способствовать улучшению функции движения, приспособиться к самообслуживанию, труду.

Массаж продолжают, но после 20 процедур необходим перерыв не менее 2 нед., затем курсы массажа повторяют несколько раз в году.

ЛФК сочетается со всеми видами бальнеофизиотерапии, медикаментами.

ЛФК при заболеваниях и травмах спинного мозга

Заболевания и травмы спинного мозга наиболее часто проявляются парезами или параличами. Длительное пребывание на постельном режиме способствует развитию гипокинезии и гипокинетического синдрома с присущими ему нарушениями функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма.

В зависимости от локализации процесса различны проявления паралича или пареза. При поражении центрального двигательного нейрона возникает спастический паралич (парез), при котором повышены тонус мышц и рефлексы. Периферические (вялые) параличи, парезы обусловлены поражением периферического нейрона.

Для периферических параличей, парезов характерны гипотония, атрофия мышц, исчезновение сухожильных рефлексов. При поражении шейного отдела развиваются спастические параличи, парезы рук и ног; при локализации процесса в области шейного утолщения спинного мозга -- периферические параличи, парезы рук и спастические параличи ног. Травмы грудного отдела позвоночника и спинного мозга проявляются спастическими параличами, парезами ног; поражения области поясничного утолщения спинного мозга -- периферическими параличами, парезами ног.

Лечебную гимнастику и массаж назначают после того, как минует острый период заболевания или травмы, в подострой и хронической стадии.

Методику дифференцируют с учетом вида паралича (вялый, спастический)

При спастических параличах следует снизить тонус спастических мышц, уменьшить проявление повышенной возбудимости мышц, укрепить паретичные мышцы и развить координацию движений. Важное место в методике принадлежит пассивным движениям и массажу. В дальнейшем при увеличении объема движений основную роль играют активные упражнения. Следует использовать удобное исходное положение при выполнении упражнений.

Массаж должен способствовать снижению повышенного тонуса. Применяют приемы поверхностного поглаживания, растирания и очень ограниченно -- разминание. Массажем охватывают все мышцы пораженной конечности. Массаж сочетают с пассивными движениями.

После массажа применяют пассивные и активные упражнения. Пассивные упражнения проводят в медленном темпе, не усиливая боль и не повышая тонус мышц. Для предотвращения содружественных движений применяются противо-содружественные движения: используют здоровую конечность при упражнениях с помощью для пораженной. Следует выявлять возникновение активных движений при условии максимально удобного исходного положения. Активные упражнения широко используют для восстановления функции движения. Рекомендуют упражнения на растяжение. При поражении рук применяют упражнения в метании и ловле мячей.

Важное место в методике принадлежит упражнениям для мышц туловища, корригирующим упражнениям для восстановления функции позвоночника. Не менее важное место занимает обучение ходьбе.

В позднем периоде после заболевания, травмы также применяют лечебную гимнастику с использованием исходных положений лежа, сидя, стоя.

Продолжительность процедур: от 15-20 мин в подостром периоде и до 30-40 мин -- в последующие периоды.

При выписке из стационара больной продолжает занятия постоянно.

ЛФК при атеросклерозе сосудов головного мозга

Клиническая картина характеризуется жалобами на головную боль, снижение памяти и работоспособности, головокружения и глум в ушах, плохой сон.

Задачи ЛФК: при начальной стадии недостаточности кровообращения мозга:

Оказать общеоздоровительное и общеукрепляющее влияние,

Улучшить мозговое кровообращение,

Стимулировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

Повысить физическую работоспособность.

Противопоказания:

Острое нарушение мозгового кровообращения,

Сосудистый криз,

Значительно сниженный интеллект.

Формы ЛФК: утренняя гигиеническая

гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки.

Больным в возрасте 40-49 лет в I разделе процедуры лечебной гимнастики следует применять ходьбу обычным шагом, с ускорением, бег трусцой, чередуя с дыхательными упражнениями и упражнениями для мышц рук и плечевого пояса в ходьбе. Продолжительность раздела-- 4-5 мин.

II раздел процедуры

Во II разделе проводят в положении стоя упражнения для мышц рук и плечевого пояса элементами статического усилия: наклоны туловища вперед -- назад, в стороны, 1-2 с. Упражнения для крупных мышц нижних конечностей при чередовании с упражнениями на расслабление мышц плечевого пояса и динамическими дыхательными в сочетании 1:3, а также используют гантели (1,5-2 кг). Продолжительность раздела 10 мин.

III раздел процедуры

В этом разделе рекомендуется проводить в положении лежа упражнения для мышц живота и нижних конечностей в сочетании с поворотами головы и при чередовании с динамическими дыхательными упражнениями; комбинированные упражнения для рук, ног, туловища; упражнения в сопротивлении для мышц шеи и головы. Темп выполнения -- медленный, следует стремиться к полной амплитуде движений. При поворотах головы задерживать движение в крайнем положении на 2-3 с. Продолжительность раздела -- 12 мин.

IV раздел процедуры

В положении стоя выполняют упражнения с наклонами туловища вперед -- назад, в стороны; упражнения для рук и плечевого пояса с элементами статических усилий; упражнения для ног в сочетании с динамическими дыхательными упражнениями; упражнения на равновесие, ходьба. Продолжительность раздела-- 10 мин.

В положении сидя рекомендуются упражнения с движениями глазных яблок, для рук, плечевого пояса на расслабление. Продолжительность раздела -- 5 мин.

Общая продолжительность занятия -- 40-45 мин.

Лечебную гимнастику применяют ежедневно, увеличивая продолжительность занятий до 60 мин, используя помимо гантелей гимнастические палки, мячи, упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка), используют тренажеры общего действия.

Список используемой литературы

1.Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. -- М.: Медицина, 1987.

2.Довгань В.И., Темкин И.Б. Механотерапия. -- М.: Медицина, 1981.

3.Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. -- М.: Медицина, 1993.

4.Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. -- М.: Медицина, 1983.

5.Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. -- М.: Медицина, 1990.

6.Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. -- М.: Медицина, 1995.

7.Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. -- Л.: Медицина, 1988.


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы