19.04.2024

Классификация методов дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии Роль статистических методов дифференциальной психологии


Предметом изучения психологии является индивидуальный внутренний мир, закономерности его зарождения, становления, развития, реализации и угасания. Как научным методом психология пользуется системой средств целостного познания предмета в единстве его реальных и сущностных глубинных проявлений.

В научном методе синтезированные методология, методика и приемы исследования. их комплексное применение позволяет получить объективные, целостные знания о предмете науки.

Методология (греч. Methodos - способ познания и logos - учение) - учение об общей теории (позицию), с которой должен выходить исследователь психической природы Я человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и средства, которыми он должен пользоваться.

Техническая методология обобщает и предлагает целесообразные и эффективные способы и средства научного познания предмета науки. Поскольку психология сочетает в себе признаки и теоретической, и прикладной дисциплины, ее методология прибегает к средствам как научного познания, так и практического преобразования индивидуального мира Я человека. В унифицированном виде техническая методология синтезирует методики психологического исследования и методики преобразовательного психологического воздействия.

Методике в научном исследовании называют процедуру или последовательность осуществляемых познавательных и преобразовательных действий, операций и действий, которые реализуются в процессе изучения его предмета и направлены на решение задач исследования. Как составляющая научного метода психологии методику рассматривают на нескольких уровнях: первый уровень - общая методика психологического исследования; второй - методика осуществления конкретного типа научного исследования (теоретического, эмпирического, прикладного и др.); третий - подробно описана последовательность реализации того или иного средства, способа психологического исследования.

Дифференциальная психология использует в-психологические методы познания, к которым относятся, например, наблюдение и эксперимент, и специальные.

Специальные методы дифференциальной психологии разделяют на: методы теоретического анализа (моделирование, реконструкции, типологический), Психогенетические (генеалогический метод, метод приемных детей, метод близнецов), исторические (биографический метод, метод дневников, автобиографический метод, изучение продуктов деятельности, изучение литературно-исторических источников), диагностические (тесты), математические (методы математического моделирования, методы математической статистики * ки), организационные (лонгитюдном, сравнительно-возрастная, генетико-моделирующего формы организации исследования) и др.

Методы теоретического анализа

В дифференциальной психологии активно используют методы теоретического анализа, к которым относится моделирования, реконструкции, типологический.

Моделирование (франц. Modeler - лепить, формировать) - метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или Идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто математических).

Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводят некоторые сущностные свойства системы-оригинала. Частичная сходство позволяет использовать модель в качестве заменителя исследуемой системы. Относительная простота модели делает такую замену достаточно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенный способ проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях научного знания, в частности в дифференциальной психологии.

Первые попытки использования метода моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти. Систематически моделирования применяли в гештальтпсихологии, пытаясь найти физические аналоги формирование целостных психических структур (гештальтов) в природных процессах образования кристаллов, негеометричних конфигураций и др. Широкое использование этого метода в дифференциальной психологии и психофизиологии началось в 50-е годы XX в. "Когда возникновение кибернетики позволило моделирования различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Советские ученые Петр Анохин (1898-1974) и Николай Бернштейн (1896-1966) создали модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержащие все основные компоненты дальнейших кибернетических моделей его поведения.

В дальнейшем появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование распространилось на самые сложные виды интеллектуальной деятельности, такие как игра и решения различных задач. Перспективным считают исследования психических процессов по аналогии с процессами вычисления. Американский исследователь, профессор компьютерных наук и психологии Гер-берт Саймон (1916-2001) и другие ученые видят сходство между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства - это особенность можно плодотворно использовать в психологических исследованиях высших познавательных функций человека - интеллекта, систем принятия решений и тому подобное.

Представленные способы представляют одну из техник моделирования - моделирование по аналогии, что сродни кибернетическим и компьютерным видением логики взаимопереходе и взаимосвязей явлений. В дифференциально-психологическом исследовании моделирования используют также в техниках "воспроизведение содержания" и "воспроизведение логики познания", применяемые при обосновании содержательных характеристик сущности изучаемых явлений.

Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования заключается в построении "образа-модели" психологического явления, которое рассматривают как многомерное и багатозмистове, как такое, что реализует систему природных, социальных и духовных отношений. Поэтому построенные объяснительные модели, как правило, возникают багатозмистовимы, "межуровневого", что делает информативный образ исследуемого явления целостным и полным. Эту технику моделирования применяют к сложным смислонасичених явлений жизни человека: потенциала ее бытия, одаренности, компетентности, жизненного пути и тому подобное.

Моделирование как воспроизведение логики познания заключается в создании теоретической модели, которая повторяет внутренние психические процессы (как правило, когнитивные) познания действительности. Например, психологи в сотрудничестве с инженерами-электронщики создали первые компьютеры, которые моделировали процесс обработки информации человеком. Метод используют для теоретизации сущности изучаемого предмета и способа его познания и преобразования. Эта техника моделирования направлена на постепенное воссоздание динамических психических характеристик исследуемого явления в его функционировании и развитии, а также на построение адекватного способа его познания. Двойная рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических процессов и состояний, с одной стороны, и моделирование этого процесса в экспериментальной ситуации у испытуемого - с другой) - основной механизм этой техники моделирования - требует высокой квалификации исследователя. Такая техника обеспечивает двойной эффект: позволяет выяснить теорию предмета и теорию способу его познания и воспроизведения.

Реконструкции (лат. Rе - префикс для обозначения повторного воздействия и construction - построение) в дифференциальной психологии - метод теоретического исследования психологических явлений, заключается в содержательной и структурной перестройке явления, которое исследует психолог.

Согласно выделяют содержательную реконструкцию, оперирующей содержательными признаками явлений, и структурную, направленную на изучение формально-логических признаков явлений. Предметом реконструкции могут быть как психологические явления, так и способы их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания и т. В рамках метода можно использовать различные техники. Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация когнитивных пространств (рост специализации познавательных процессов, их структурирования и упорядочивания с развитием системы когнитивных реакций субъекта, способов поведения и форм взаимодействия с миром), к которым относятся исследуемые явления и в отношении которых исследователь должен использовать метод реконструкции. Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных когнитивных пространств, то возможно использование техники прямой реконструкции. По принадлежности явлений в различных пространств исследователь прибегает к опосредованной реконструкции, обязательно выбирая третьих, обобщенное по содержанию относительно первых двух, явление как опосредованную звено.

Качественную дифференциацию изучаемых явлений осуществляют также по признаку содержательной завершенности или когнитивной целостности. Например, интеллект анализируют как целостное, разноуровневое, интегральное образование индивидуальности, структурные компоненты которого, исследованы отдельно, не дают представления о его функциональные возможности как целостной системы. В зависимости от целей и задач исследования применяют креативную реконструкцию (осуществляется с включением новых структурных единиц, как правило, из других сфер психики, например эмоциональный интеллект объединяет аффективную и когнитивную сферу личности) или воспроизводственную (например, воспроизводят процесс преобразования информации: ощущение> восприятия> памяти пять> мышления> воображение). "Новое содержание" предстает более дифференцированным, структурированным и завершенным или соответствующим "исходном содержания" по уровню завершенности и наполненности.

В общем метод реконструкции применяют не только как средство теоретизации, но и для анализа, интерпретации и толкования данных психологического исследования.

Поскольку предметом дифференциальной психологии есть индивидуальные, типологические и групповые различия между людьми, типологический метод требует детального рассмотрения.

Типологический метод - метод научного исследования, ориентированный на выявление сходств и различий среди совокупности предметов, поиск надежных средств их идентификации, устойчивых сочетаний свойств явлений в системе переменных, их группировка с помощью идеализированной обобщенной модели.

Следствием типологизации является выделение определенных типов явлений, которые воспроизводят идеализированную модель реально существующих явлений и процессов.

В психологии прибегают к построению закрытых и открытых типологий (К. Абульханова-Славская).

Закрытая типология, как правило, сама является целью исследования и демонстрирует общую закономерность в перечне ее проявлений. Иногда этот вид типологии применяют для раскрытия отдельной свойства, существует как совокупность форм, в каждой из которых представлено различное соотношение исследуемых признаков. Для такой типологии важные количество признаков и типов, характер распределения средних и крайних типов, их взаимодополняемость, по которой описывается закономерность в целом. Примером закрытой типологии е типология специфически человеческих типов темперамента И. Павлова, по которой всех людей разделены на "художников" и "мыслителей" по критерию преобладание первой или второй сигнальной системы.

При исследовании высших психических функций используют открытую типологию (прогрессивную, или конструктивную), не имеет полного набора заранее установленных признаков, исчерпывающе характеризует типы. Если исходить из того, что различным уровням организации психического должны отвечать различные типологии, то высшем (личностном) уровню может быть адекватной именно открытая типология. Начиная с низшего (темпераментальные) уровня, где количество типов ограничено (закрытая типология четырех типов темперамента И. Павлова), наблюдается тенденция к индивидуализации личностных структур, на уровне характера проявляется в увеличении количества типов (например, типология акцентуаций характера подростков А. Личики насчитывает 10 типов).

Принцип типологизации заключается в интеграции двух тенденций психологического исследования: индивидуализации и унификации содержания психического. Поэтому основными характеристиками открытой типологии могут быть:

Характеристика, связанная с прогрессивным, процессуальным способом построения типологии, когда каждый следующий этап ставит ряд операциональных и теоретических вопросов, требующих обобщения и определения в типологии, строится;

Характеристика, предполагает раскрытие особенностей каждого типа в системе всех остальных. Такая типология отражает системный подход к исследованию психических явлений как многомерных и многоуровневых феноменов.

Основой типологизации является выявление сходства, различий и общности (т.е. обобщение) совокупности явлений, выделенных в процессе исследования, а затем - идентификация (то есть обобщения нового уровня) с идеализированной моделью изучаемого явления. Идеализированная модель - это предварительное теоретическое выяснение сущности предмета исследования, которое имеет прогностический характер. Именно идеализированная модель становится средством конкретизации и дополнения первичного определения предмета.

В дифференциальной психологии типологический метод имеет такую методику реализации:

1) выбор основ типизации и содержательное определение их как характерных признаков явления, проявления которого типизированных. Так, в типологии темпераментов И. Павлова основой типизации является свойства нервной системы человека: сила нервных процессов, их уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения. В каждом конкретном исследовании психолог выбирает основы типизации исследуемого явления, руководствуясь построенной теоретической моделью предмета исследования. Типизации подлежат как свойства, характеристики конкретных явлений, так и закономерности, условия, динамические характеристики процессов и т.п., однако каждому классу типизированных явлений должен соответствовать конкретный вид типологии;

2) выбор модели типизации, которая будет воспроизводить сущностные и динамические особенности явления и определять логику обобщения сущностных признаков предмета в тип. В психологическом исследовании используют различные модели типизации. При их выборе следует учитывать уровень родства сущности типизированного явления и логики типизации, которую воспроизводит модель. Так, если основы типизации находятся в диалектическом зависимости друг от друга, применяют модели типизации "прогрессивная дихотомия" и "динамическая модель типизации". Если основы типизации избран в онтологическом соотношении, то адекватным будет использование онтологически ориентированных моделей типизации;

3) выделение типов и построение типологии изучаемого явления. Она должна отражать структурную и содержательную зависимости, должно доказывать эмпирическое исследование;

4) подтверждение истинности построенной типологии с помощью анализа и содержательного обобщения данных эмпирического исследования. На этом этапе осуществляют необходимую коррекцию элементов построенной типологии, а определение типов дополняют эмпирическими характеристиками их проявлений;

5) завершающая стадия реализации типологического метода. На этом этапе построенную типологию, а также заложенную в ней модель типизации используют как средства анализа и интерпретации результатов проведенного исследования поскольку они целостно воспроизводят не только познавательную логику исследовательских действий психолога, но и сущностную построение предмета исследования как многомерного и многоуровневого явления.

Итак, типология является завершающим этапом познания предмета и воплощает его содержательный и структурно-организационный результаты.

Классификация методов

Метод в переводе с греческого означает «путь познания». Для изучения (познания) структуры индивидуальности используются разные методы, которые можно классифицировать, например, следующим образом .

1. По виду используемого опыта :

Интроспективные методы, основанные на данных субъективного опыта;

Экстраспективные методы, опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.

2. По активности воздействия :

Методы наблюдения,

Экспеpиментальные методы.

3. По уровню обобщенности полученных закономерностей :

Номотетические методы, ориентированные на общее, психологию объяснения;

Идеографические методы, ориентированные на единичные случаи, психологию понимания.

4. По стабильности изучаемого явления :

Констатирующие методы;

Формирующие методы, при использовании которых конечное состояние изучаемого качества отличается от первоначального состояния.

Существуют и другие классификации методов дифференциальной психологии, однако наиболее полезной из них является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым и отражающая этапы комплексного исследования индивидуальности или отдельных элементов ее структуры. Каждому этапу соответствует группа методов, выбор которых осуществляется, исходя из конкретной цели и задач исследования .

1. Организационные методы :

Метод поперечных срезов (сравнение отдельных групп людей, различных по возрасту или другому критерию);

Метод продольных срезов – лонгитюдный (исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени);

Комплексный метод (сочетание метода продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование).

2. Эмпирические методы :

Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

Экспериментальные методы (лабораторный, полевой, психолого-педагогический эксперимент);

Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа);

Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ);

Моделирование (математическое, кибернетическое);

Биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документации).

3. Методы обработки и анализа результатов :

Количественная обработка и анализ (статистические методы);

Качественный анализ (дифференциация материала по классам, разработка типологий, описание случаев).



4. Методы интерпретации результатов :

Генетический метод (объясняет весь материал в характеристиках развития);

Структурный метод (объясняет весь материал в характеристиках связей между отдельными компонентами структуры личности или структуры социальных групп).

Эмпирические методы , вошедшие в классификацию Б.Г. Ананьева, можно также разделить по принципу принадлежности к той или иной науке :

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент) – модификация методов, которые используются и во многих других науках, применительно к психологической реальности;

Исторические методы (биографические);

Психологические методы (интроспективные – самонаблюдение, самооценка; психофизиологические; социально-психологические – анкетирование, беседа, социометрия);

Психогенетические методы.

Ряд перечисленных методов заслуживает отдельного рассмотрения в связи с особой ролью, которую они играли в истории становления дифференциальной психологии как отдельной науки. В частности, речь пойдет о психогенетических методах, тестовой диагностике, о методах статистического анализа и классификации результатов, а также о методах идиографического анализа.

Психогенетические методы

Использование психогенетических методов связано с изучением роли наследственности и среды в формировании различий, а также с анализом относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человека.

Генетический анализ факторов индивидуальных различий предполагает использование трех методов: 1) генеалогического, 2) метода приемных детей и 3) близнецовый метод .

Посылкой для использования генеалогического метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство между людьми, тем выше сходство между ними по этому признаку. При этом обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг), которые в среднем имеют 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в предположительно наследуeмых качествах должно проявляться меньше сходства.



Для психотерапевтических задач иногда используют один из вариантов данного метода – генограмма. В этом методе, наряду с отношениями родства, фиксируют: 1) отношения психологической близости (тесные – отдаленные); 2) отношения конфликтности; 3) семейные сценарные установки. Генограмма составляется как минимум в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование: 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных детей и 3) биологических родителей.

Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу валидности данного метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

При использовании близнецового метода среди близнецов выделяют а) монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и б) дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). Последующий анализ различий осуществляется по-разному, в зависимости от одной из четырех разновидностей метода:

Внутрипарное сравнение монозиготных и дизиготных близнецов;

Анализ распределения ролей и функций внутри близнецовой пары;

Сравнительный анализ времени появления навыка у близнецов, один из которых предварительно подвергается формирующему воздействию; если у экспериментального и контрольного близнецов навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания;

Сравнительный анализ свойств разлученных монозиготных близнецов, при котором обнаруженное сходство приписывается фактору наследственности, различия – фактору среды (метод используется в условиях социальных катаклизмов, когда, в силу обстоятельств, близнецы оказываются в разных средовых условиях).

Как уже упоминалось выше, использование психогенетических методов позволяет определить относительный вклад наследственности и среды в изменчивость признака. При этом обнаруживается ряд интересных закономерностей, позволяющих судить об источниках различий между людьми. Так, например, исследуя в течение многих лет причины индивидуальных различий в интеллекте и личности, Р. Пломин и Д. Даниелс (1987) пришли к следующему выводу: одна из основных причин психологической вариативности – разная среда, в которой формируются дети. В частности:

Порядок рождения ребенка,

Взаимоотношения родителей

Отношение к детям,

Разные формы обучения,

Отношения со сверстниками.

В соавторстве с другими учеными Р. Пломину удалось установить факт генетической обусловленности таких признаков, как межличностная теплота, сердечность и легкость социального взаимодействия внутри семьи (1991).

С точки зрения комплексного вклада наследственности и среды в формирование индивидуальных различий, наиболее ценным является обнаружение Р. Пломин и Дж. Дефрайсом трех типов связей между генотипом и средой (1985):

Пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);

Реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;

Активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам .

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.

Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.

Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.

Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.

Область исследований

Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:

  • личности;
  • интеллекта;
  • способностей;
  • коэффициент интеллекта;
  • интересов;
  • ценностей;
  • самоэффективности;
  • чувства собственного достоинства.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

  • Разработку теоретической базы психодиагностики.
  • Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
  • Изучение особенностей их проявления.
  • Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
  • Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
  • Анализ группового распределение признаков.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.

Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в , психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование , которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод : среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Желаем вам удачи!


  • Общенаучные методы.

  • Психогенетические методы.

  • Исторические методы (методы анализа документов).

  • Собственно психологические методы.

  • Каналы получения информации об индивидуальности. Приемы и способы научной классификации.
  • ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

    Психогенетические методы в дифференциальной психологии.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

    Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, T-, Q-данные. Приемы и способы научной классификации.

    Ключевые понятия: психогенетические методы, методы анализа документов, идиографический подход, номотетический подход, организм, типологическая психология, эволюционная теория личности, . L-, T-, Q-данные, индивид, индивидуальная психология, иерархическая структура субъекта, интегральная индивидуальность, личность, микросистема, мезосистема, наследственность, среда, экзосистема

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

    1. Классификация методов дифференциальной психологии

    Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям.

    1. По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

    2. По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

    3. По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

    4. По стабильности–изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

    Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

    Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

    Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

    2. Общенаучные методы:

    Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

    1. Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

    Существует несколько видов наблюдения:


    1. По форме контакта: опосредствованное и непосредственное (косвенное и контактное);

    2. По условиям деятельности: полевое и лабораторное (естественное и экспериментальное);

    3. По характеру взаимодействия с объектом: открытое и скрытое, а также включенное и невключенное;

    4. По цели: случайное и целенаправленное;

    5. По упорядоченности: сплошное и выборочное, а также произвольное и структурированное.

    6. По фиксации результатов: констатирующее и оценивающее.
    Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

    Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями , 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

    В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

    2. Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

    Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

    К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

    Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно. Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).

    3. Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

    3. Психогенетические методы

    Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений».

    Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

    Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

    Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

    Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей.

    Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

    Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

    Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо.

    Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность». 3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром. 4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

    4. Исторические методы (методы анализа документов)

    Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

    Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.

    Дневниковый метод – вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

    Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.

    Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

    5. Собственно психологические методы.

    Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

    Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

    1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака – феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.

    2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), целостность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

    Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.

    1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей). 2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) – изменение электропроводимости кожи. 3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения – при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей – «индукционная методика», под действием кофеина и других фармакосредств). 4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др. 5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма). 6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А. Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие). 7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального – левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

    Социально-психологические методы включают опросы и социометрию.

    Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

    1. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

    2. Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

    3. Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме – открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов. Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

    4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).

    Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов.

    1. «Поперечные» срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А. Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными «срезами», т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

    2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

    Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование.

    Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты – графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

    Тестирование – краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

    В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются). 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков. 3. Тесты восприятия. 4. Мнения (интересы, социальные установки). 5. Эстетические тесты. 6. Проективные тесты. 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях). 8. Игровые тесты.

    Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

    Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуальноориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютернойобработки.

    6. Каналы получения информации об индивидуальности

    Иногда методы изучения индивидуальности разделяют на три группы – на основании того канала, по которому была получена информация.

    L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Поскольку даже в научных целях одному психологу невозможно исчерпывающе изучить поведение человека в разных условиях, обычно привлекают экспертов – людей, имеющих опыт взаимодействия с испытуемым в значимой области.

    L-данные трудно сделать валидными, потому что нельзя освободиться от искажений, связанных с личностью наблюдателя, действует эффект ореола (систематические искажения), возможны также инструментальные искажения, связанные с несовершенством методик обследования (некорректно сформулированными вопросами). Другой недостаток L-данных – большие временные затраты.

    Чтобы повысить валидность, нужно соблюдать требования к экспертным оценкам: 1) определять черты в терминах наблюдаемого поведения (предварительно договориться, что мы будем фиксировать как проявление тревожности, агрессивности и пр.), 2) обеспечить длительность наблюдения, 3) привлекать не менее десяти экспертов на одного испытуемого, 4) ранжировать испытуемых в течение одной встречи не более чем по одному признаку, чтобы не было эффекта наведения и эксперты не повторяли свой список.

    Оценки должны быть обязательно формализованы и выражены в количественной форме.

    T (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается благодаря тому, что наложены ограничения на возможность искажения тестовых оценок и имеется объективный способ получения оценок но реакции испытуемого.

    Примерами использования Т-данных являются известные опыты Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник по запоминанию незавершенных действий, опыты с моделированием ситуаций для изучения альтруистического поведения. То есть необходимо создать целостную объективную ситуацию для проявления тех или иных особенностей личности. Этот канал получения данных тоже требует больших временных и кадровых затрат и используется чаще на этапе пилотажного исследования для определения гипотезы, которая затем проверяется при помощи других, более экономичных методов.

    Для того чтобы повысить валидность и эвристичность исследования, полезно применять следующие тактические приемы: 1) маскировку истинной цели исследования, 2) неожиданную постановку задач, 3) неопределенность и нечеткость формулирования целей исследования для создания зоны неопределенности и стимулирования активности испытуемого, 4) отвлечение внимания испытуемого, 5) создание эмоциональной ситуации при тестировании («Это задание до вас все выполняли с легкостью!»), 6) использование эмоционального содержания тестовой ситуации, 7) фиксацию автоматизированных реакций, 8) фиксацию непроизвольных индикаторов (электрофизиологйческих, биохимических, вегетативных изменений), 9) фиксацию «фоновых» индикаторов (физического статуса, уровня активности и утомления и пр.).

    Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов. Этот канал занимает центральное место в исследованиях индивидуальности благодаря своей высокой экономичности (можно применять в группе, автоматизированно обрабатывать результаты). Однако он не считается высоконадежным.

    Искажения получаемой информации могут быть связаны со следующими причинами: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых (заполнять анкеты сложно сельским жителям и детям моложе десяти лет), отсутствием навыков самопознания и специальных знаний, использованием неверных эталонов (особенно в ограниченном социуме, когда человек сравнивает себя с близкими, а не популяцией в целом). Кроме того, различная мотивация испытуемых может приводить к искажениям либо в сторону социальной желательности (дисимуляции, ослабления симптоматики), либо подчеркивания своих дефектов (агравации и симуляции).

    Таким образом, абсолютно совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию. Но на этом научные изыскания не заканчиваются.

    Приемы и способы научной классификации

    Полученные данные (независимо от канала) могут объединяться (9). Предположим, что мы обследовали некоторую обширную выборку испытуемых (Иванов, Сидоров, Петров, Федоров) по психологическим проявлениям, которые мы можем условно обозначить как А, В, С, В, и свели их в единую таблицу.

    Таблица 2.1. Гипотетические показатели гипотетических респондентов


    Признак __A__B__C">Признак

    A

    B

    C

    D

    ФИО

    Иванов

    1

    2

    1

    3

    Петров

    2

    2

    2

    2

    Сидоров

    2

    3

    2

    3

    Федоров

    1

    2

    1

    2

    Нетрудно заметить, что результаты Иванова напоминают результаты Федорова. Мы можем объединить их в один столбик вместо двух и дать название введенному нами типу личности (например, Иванов, Федоров). Всех, кто напоминает по своим психологическим качествам Иванова с Федоровым, мы можем теперь относить к одному типу. То есть тип – это обобщение, сделанное по группе испытуемых с похожими качествами. При этом, разумеется, в результате такого обобщения мы теряем индивидуальные отличия Иванова и Федорова (например, мы игнорируем несовпадение показателей по признаку D).

    Далее мы можем обратить внимание и на то, что признаки А и С, В и D принимают практически одни и те же значения. Это может быть связано с тем, что за этими проявлениями стоит общий фактор. И мы можем объединить столбцы нашей матрицы, присвоив новые названия психологическим качествам – например, вместо A и C ac, а вместо B и D – bd. Устойчивый способ поведения в различных ситуациях и условиях называется чертой личности.

    Таблица 2.2. Результат обобщения частных показателей отдельных респондентов


    Признак

    ac

    bd

    ФИО

    Иванов Федоров

    1

    2

    Петров

    2

    2

    Сидоров

    3

    3

    И таблица сокращается, а психолог получает данные о типах личности и чертах личности (в строгом исследовании эти процедуры, разумеется, осуществляются при помощи факторного анализа).

    В конечном счете, не очень важно, какая методика была выбрана для изучения индивидуальных свойств человека, главное, чтобы она корректно применялась и оказалась полезной для приращения нового научного знания. А чтобы это произошло, полученные результаты необходимо обобщать (процедура деления некоторого множества на подмножества называется таксономией, или классификацией).

    В психологии индивидуальных различий не все типологии составлялись с учетом этих требований . Однако среди эмпирических (ненаучных) классификаций есть очень интересные, а строго научная может оказаться вполне бесполезной.

    Итак, очевидно, что для изучения признаков используются одни методы, а для исследования индивидуальности – другие. Поэтому для составления программы научного или практического исследования нужно последовательно определить следующие моменты: 1. Что является предметом рассмотрения – признак или индивидуальность? 2. К какому уровню индивидуальности относится рассматриваемое явление? 3. Какой парадигмы придерживается исследователь – естественнонаучной или гуманитарной? 4. Что предпочтительнее применять – качественные или количественные методы? 5. Наконец, конкретные методики какого рода следует ввести в программу?

    Тема 3. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность. (2 часа)

    Дифференциальная психология

    Предметом

    2. 3.



    Взаимосвязь с другими областями психологии

    Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии: * с общей психологией; * с возрастной психологией; * с педагогической психологией; * с социологией; * с психофизиологией.

    Методы дифференциальной психологии

    * Эксперименты

    Задачи дифференциальной психологии

    Дифференциальная психология решает 2 задачи:

    * выделение индивидуальных различий;

    * объяснение их происхождения.

    Классификация методов психологического исследования, применяемых в дифференциальной психологии.

    1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).
    2. Собственно психологические методы - интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.
    3. Психогенетические методы.
    Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

    А. Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.
    Б. Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследование включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
    В. Близнецовый метод.

    а) метод контрольных групп
    Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно- и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

    б) метод разлученной близнецовой пары
    Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно- и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.
    в) метод близнецовой пары
    Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.
    г)метод контрольного близнеца
    Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

    4.Математические методы. Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения дифференциальной психологии в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный
    англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для
    доказательства своей теории наследуемости гениальности.

    Обычно используют следующие приемы статистического анализа.

    Дисперсионный анализ - позволяет определить меру инди видуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию.

    Индуктивная статистика. Основная задача индуктивной статистики - определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

    Корреляционный анализ. Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого.

    Происходит второе рождение личности.

    Способности и интеллект.

    Способности человека представляют главное условие эффективности реализации им той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе деятельности, и в связи с этим специалисты выделяют как бы две стороны способностей: пассивную – пока человек не начинает деятельность, невозможно судить о наличии способностей, активную – человека что-то побуждает заниматься определенным видом деятельности. С последней тесно связано такое понятие, как склонности человека к определенным видам деятельности. А.В. Орлов считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно. В.Н. Мясищев отмечает такую особенность склонности, како неустанное внимание к из­бранной деятельности, неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение.

    Специфические особенности склонности Е.П. Ильин обозначает следующим образом: а) как побуждение к деятельности склонность всегда соответствует содержанию дея­тельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельно­сти; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спринтом, склонность к разнообразной деятельнос­ти, к занятиям спортивными играми и т.д.); б) склонность определяется чаще всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активированности мозга, она является устойчивым вектором выбора вида деятельности; в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занима­ет важное место среди ценностей человека, способствует формированию направ­ленности личности, определенного видения мира; г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий инте­рес; д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появля­ется скука и неудовлетворенность своими занятиями. Следовательно, можно предположить, что в условиях нереализации имеющейся у человека склонности к определенному виду деятельности возможны негативные реакции, а так как природа не терпит пустоты, то место скуки и неудовлетворенности могут занять социально неодобряемые проявления личности. Поэтому в консультационном процессе особое значение приобретает оказание клиенту помощи в своевременном выявлении тех или иных способностей и разработка стратегии по их реализации.

    Различают общие и специальные способности. Общие способности - относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином конкретном виде деятельности.

    К общим способностям относят познавательные, или умственные, психомоторные и духовные. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: скорость, силу, темп (количество движений за определенный промежуток времени), ритм, координацию, точность и легкость, пластичность и легкость.

    Духовные способности представляют собой индивидуальное своеобразие психических процессов человека, проявляющееся в отношении к окружающему миру, к проблемам окружающих людей. Выделяют такие духовные способности, как сопереживание, сострадание, способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира, способности быть благодарным и делать добро. Критерием духовных способностей является поступок.

    Познавательные способности являются орудием познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относят способности, связанные с уровнем развития познавательных психических процессов: восприятия – перцептивные способности, памяти – мненмические, внимания – аттенционные, мышления – мыслительные, воображения – имажинитивные способности. Совокупность же познавательных способностей составляет основу интеллекта.

    Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека («хочу все знать»). Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию. Ведущей мотивационной направленностью для ее реализации служит стремление к самореализации, творческая активность. Способность к применению знаний, как выходная характеристика в этой схеме, отождествляется со способностью решать задачи на основе имеющихся знаний, или интеллектом . Ведущей мотивацией в реализации интеллектуальных способностей является мотивация достижений и адаптивное поведение в окружающей среде.

    Тесты структуры интеллекта основаны на модели Л. Терстоуна, который отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий и выделял несколько несвязанных между собой интеллектуальных факторов (пространственное мышление, вычислительные способности. вербальные способности и др.). К числу наиболее употребляемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра.

    Близка к факторной модели и трехмерная модель интеллекта Дж.Гилфорда. В разработанной им модели каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого результата. Гилфорд различает пять типов операций , составляющих первое изменение в его модели: понимание информации (С), запоминание (М), дивергентное мышление , или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, многовариативный поиск решения проблемы (D), конвергентное мышление , или производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения (N) и оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (E). Второе измерение определяется в терминах содержания и форм информации: образная (F), символическая (S), семантическая (M) и поведенческая (B). Третье измерение представляет результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию и предстают виде: элементов, единиц (U), классов (C), отношений (R), систем (S), трансформаций (T) и импликаций (I). Таким образом, предполагается существование 120 факторов интеллекта. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда обрел подлинную реальность термин «социальный интеллект», характеризующий интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, им разработан тест исследования социального интеллекта.

    Большой заслугой Гилфорда является также выделение дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основанием творческости. Благодаря его работам получила распространение концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Для изучения креативности разрабатываются тестовые материалы, однако валидность большинства имеющиеся в настоящее время тестов креативности не доказана. Для выявления креативности больше походят так называемые естественные задания (сочинение стихов, рассказов, сборка мозаики и т.д.), а также биографический метод. Были выявлены личностные особенности творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам, широта интересов, энергичность, независимость суждений, автономность, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные конфликтные элементы.

    Анализ биографий творческих личностей свидетельствует, что творческие способности чаще развиты у первенцев в семье и детей, рано потерявших родителей. Кроме того, креативность связана как с наследственностью, так и с регламентацией окружения: чем менее регламентировано окружение ребенка, тем больше шансов проявления креативности в его деятельности.

    Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

    Предмет и задачи дифференциальной психологии

    Дифференциальная психология - (от лат. differentia - различие) - это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

    Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна - это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

    Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий

    Задачи дифференциальной психологии: 1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий. 2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку - половому, возрастному, расово-этническому и др. 3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип - симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий. В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий - типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.


    © 2024
    youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы