18.01.2024

Как вскрывают могилы. Судебно-медицинское исследование трупа (вскрытие). Кто работает в морге


27 октября 2016 года лица, назвавшиеся археологами, выпустили дух Христа на волю. Такой ритуал проводится поборникам смерти специально, чтобы развязать крупномасштабную войну. Из-за того, что силам зла не удавалось втянуть народы в третью Мировую войну, так называемые властьимущие пошли на крайний шаг вскрыли могилу.

«Археологи» сняли мраморную плиту с так называемого «погребального ложа» Иисуса Христа в гробе Господнем – в том, что находится в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот обряд проводится всякий раз, когда силам зла требуется война.

Давайте вспомним ситуацию с проклятием египетских пирамид – проклятие постигнет всякого, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта. Например, после вскрытия могилы Тутанхамона в 1922 году все члены этого вскрытия умерли (а Египет получил «независимость»).

В 1941 году состоялось вскрытие могилы Тамерлана в Самарканде. После этого началась война, как о том и говорила предупреждающая надпись.

Очевидно, те, кто всерьёз верит в такие проклятия, накинулись на «могилу» Иисуса с аналогичной целью – развязать-таки не разгорающуюся войну (см. « »).


Но это только часть «правды». Рассмотрим вторую часть. Она касается конструкции и датировки подобной «могилы» вообще и в частности данной «могилы» Христа. Смысл подобных саркофагов (букв. «пожирателей мёртвого тела») в том, что в них запечатывали навечно дух того демона, который угрожал Миру бедствиями.

Эта практика очень широко распространена, и каждая секта стремится заточить в гроб начальника своих противников. А культы смерти подобным образом поступают со своим начальником (богом).

В частности, христиане заточили в подобную «могилу» супругу Бога – Сатану . А люди заточили в «могилу» так называемого «сына» того же Бога – Иисуса . Это не все случаи. Например, в нартском эпосе народов Кавказа говорится, что в подобный гроб помещён Александр Македонский . А в Кайласе, в саркофаге Нанди, в глубоком сне находятся Иисус, Будда, Кришна, Мухамед и все другие божьи «дети».

Миф о чудесной «могиле» сына, дочери или самого Бога берёт корни в сказке « ». В этой «могиле» божество спит непробудным сном. А когда оно проснётся, то, по версии русских, всё закончится счастливым концом – ведь от любви Спящая красавица проснулась.

А, по версии иных народов, всё закончится напротив – ужасной войной. Собственно, этого и добиваются последователи веры, то есть последователи сказочных сюжетов.

Такой спящей красавицей является и выдуманный персонаж «вождь» (букв. «фюрер») Владимир Ульянов. Он тоже спит в «гробу», не умирая телом.

В сказках священный гроб бывает один или их может быть несколько. Например, тело сказочного персонажа по имени Наполеон похоронено сразу в четырёх гробах, которые стоят в одном здании. Тела фараонов вообще разбирали на органы и размещали во множестве гробов-сосудов.

Но чаще такой чудесный «гроб», в котором, якобы, хранилось тело усопшего сказочного бога, оказывался пустым (потому что Спящая красавица проснулась и покинула его). Пустой оказалась «могила» выдуманного «учёного» Канта. Пустой является «могила» выдуманного «поэта» Александра Пушкина (якобы, тело не довезли). Пуста «могила» выдуманного «мореплавателя» Генри Моргана (якобы, утонула). Пуста «могила» выдуманного «путешественника» Марко Поло (якобы, снесена).

Пуста «могила» выдуманного «отца "Иосифа Сталина"» (якобы, не найдена). Пуста «могила» выдуманных «декабристов» (якобы, не обнаружена). Упомянутые «могилы» выдуманных «пророков» в Кайласе – тоже пусты. Пусты «могилы» выдуманных «героев Куликовской битвы» Пересвета и Ослябяти (якобы, нет ни тел, ни могил).

Пуста «могила» выдуманного немецкого «императора» России Александра I в Петропавловском соборе. Пуста «могила» выдуманного «патриарха» Никона. Пуста братская «могила» «жертвам» выдуманной бомбардировки Хиросимы (США не наносили ядерные удары по Японии, поскольку ). Пуст саркофаг Чернобыльской АЭС.

Культ формирования пустых могил того или иного бога очень распространён. И до сих пор он используется под названием «Могила неизвестного солдата». Перед таким «захоронением» всегда горит вечный огонь – излучающие свет до момента пробуждения героя или бога (как в сказке).

А ещё чаще, чтобы тело «бога» в таком гробу не смогли опознать, вместо божества хоронили простого человека – но без головы. Так захоронен выдуманный «писатель» Гоголь. Так захоронен сказочный персонаж Илья Муромец: тело в земле, а голова отдельно снаружи.

Немецкие фашисты назвали одну из своих дивизий «Мёртвая голова» или «Адамова голова». Напомним, Гитлера звали Адам, или Адольф (кстати, «фамилия» Гитлер буквально переводится как «Библия» в смысле «Писание»). Голова Адама изображается на английском пиратском флаге. У христиан есть своя реликвия – «Честная глава» выдуманного преподобного Макария. И, наконец, голова выдуманного персонажа – фюрера Гитлера хранится в Госархиве.



По еврейской версии, голова Адама хранится в Иерусалиме, в горе, которая так и называется – Голгофа. К голове еврейского Адама христианские сектанты подхоронили и своего фюрера Иисуса Христа (фюрер – «вождь» в Евангелии от Матфея, изданном в 1871 году Свидетелями Иеговы).

Что касается Иисуса Христа, то его похоронили, как Наполеона – в четырёх гробах, но расположенных в четырёх разных местах. Подробно эти места я описал в своём романе «Битва за мировой престол (евангелие от Ярилы) » (2014). Здесь коротко напомню.

Первое место – во Франции. На двух картинах французского художника Никола Пуссена (1594 – 1665 гг.) под общим названием «Et in arca dia ego» («через арку к богу»). Вторая могила Иисуса Христа находится в индийском штате Кашмир, в местечке Шринагар. На берегу реки Синго стоит склеп Рауза Бал (Голова Бога). Третья могила Христа находится в Японии, в деревне Синго. Здесь в 1935 году в архиве префектуры Ибараки (букв. Иберия – «страна евреев») найден старинный свиток с завещанием Христа.

Четвёртая «могила» Христа – это Голгофа. Здесь, в Гробе Господнем в Иерусалиме, якобы, в 1555 году была установлена плита белого мрамора. А вчера снимал её с каменного погребального Ложа Христа археолог Фредрик Гиберт из Национального географического общества.

Небольшая купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова, где находится Гроб Господень, называется Кувуклия – то есть буквально Ковчег (или Киев), который несёт тело Христа на Тот свет.

Издания, сообщающие о вчерашнем событии, отмечают, что и эта «могила» «Бога» оказалась пуста. Но здесь без чудес. Уточняется, что это ложе называют Святым Гробом, и оно лишь символизирует пещеру, в которой было погребено Тело Христа.



Почему именно на этой пещере из четырёх вариантов погребения Христа сконцентрировались археологи, понятно – они, видимо, как в том анекдоте: ищут там, где светло.

Отметим, судя по многочисленным географическим картам, в прежние времена Рай и место, где похоронен Христос, находились последовательно в Индии, а затем в Японии. От этих вариантов и остались могилы Иисуса в Кашмире и в Ибараки. Затем Мир перевернулся, и Рай переместился на Запад. Так в 1789 году появилась Франция и на её территории новая могила Христа.

Но уже Наполеон с того же 1789 года начал искать новое место для такой важной «могилы». И это место позже было найдено в Иерусалиме. А прежде началась PR-подготовка: с конца XVIII – начала XIX веков на географических картах появляется изображение «могилы» Христа, помещённое в земли Иерусалима. С XIX века последняя версия закрепилась.

На Руси в 1849 году возвели свою «могилу» Христа – Храм Христа Спасителя. А на месте сегодняшнего памятника вымышленному «Петру I» стоял кумир Иисуса Христа.

Всё это ещё были не религии, а персонификации научного подхода к познанию Земли. И только в 1857 году на этой основе появилась первая религия – христианство. В 1871 году появилась Германская империя, и стали формироваться основные европейские языки. В том числе и английский язык: ещё в 1897 году он на 50% состоял из слов русского языка.

В этом же, 1897 году состоялся 1-й Сионистский конгресс, на котором сформировалась новая религия – иудаизм, а председатель конгресса Герцль впервые определили цели: «Заложить краеугольный камень дома, который станет убежищем для еврейского народа». У евреев даже ещё не было своего языка, а дом уже появился – Иерусалим с его «историческими» «религиозными» «памятниками».

А затем грянула Первая мировая война, причиной которой стали проблемы с передачей ключей от храма в этом самом Иерусалиме: сербским служителям ключи не достались, и Россия объявила войну обидчикам сербов.

Вторая мировая война началась, напомню, со вскрытия гробницы Тамерлана.

Один из «гробов» Христа вчера вскрыли – надеясь и на этот раз развязать столь нужную мировому капиталу войну. Но люди не хотят воевать. Им до одного места финансовые проблемы банкиров – , . Современных людей старой глупостью о «серьёзных» не проймёшь. Сегодня даже инопланетяне не стали страшнее чёрта.

В наше время мировой капитал – это главный демон, которого надо было бы положить в гроб Господень и замуровать там навечно. И именно это ожидает Мир в очень скором будущем: .

Главный редактор газеты «Президент»,

ГЛАВА XVII Проклятие фараонов "В целях изучения эпохи Алишера Навои юбилейному комитету разрешено вскрыть мавзолей Тимура. . . вскрытие мавзолея предполагается произвести 15 июня". Эта небольшая газетная заметка вряд ли привлекла бы чье - либо внимание, кроме любителей истории. Но на самаркандских базарах тревожно перешептывались между собой старики и, наконец, решились отправить своих представителей к руководителю археологической экспедиции. Дело в том, что древнее предание гласило: когда будут потревожены кости "Великого хромого", начнется кровопролитнейшая из войн на Земле. Маститые археологи, историки, антропологи только посмеивались над глупыми суевериями самаркандских старцев и продолжали работы. . . 20 июня газеты сообщают: "Самарканд, 19 июня - Сегодня начинается вскрытие могилы Тимура. . . " В газете "Известия от 22 июня 1941 года печатается заметка: "Раскопки мавзолея Тимуридов продолжаются. . . На черепе Тимура обнаружены остатки волос. . . ".

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года известный советский археолог и антрополог М. М. Герасимов опускается в только что вскрытую гробницу Тимура и берет в руки череп самого кровожадного из всех завоевателей прошлого, чтобы реконструировать черты его лица по специально разработанной методике. . . Через несколько часов нападением фашистских войск по всей советской границе начинается Великая Отечественная война, самая кровопролитная в истории нашей страны. Как тут не поверить в справедливость древних пророчеств! Когда я впервые услышал эту историю в маленькой чайхане Самарканда, недалеко от развалин мечети Биби - ханум, я ей, честно говоря, не поверил и отнес к разряду красочных легенд Востока, которых уже немало накопилось в моей записной книжке. Каково же было мое удивление, когда вернувшись в Ленинград и проверив все сказанное по газетным и журнальным публикациям, я убедился в подлинности изложенных фактов. Так, что же, поверить в чудесную силу старинных проклятий? Однако давайте не будем торопиться. Самая кровопролитная из войн мировой истории, Вторая мировая война, как известно, началась не 22 июня 1941 года, а 1 сентября 1939 года с нападения фашистской Германии на Польшу. И полыхала она уже свыше полутора лет, хотя прах "Великого хромого" никто еще даже не собирался тревожить. Великая Отечественная война подбиралась к нашим границам вследствие неумолимой логики политических событий того периода и вряд ли зависела от усилий юбилейного комитета Алишера Навои. Неизбежность ее чувствовалась многими, за исключением самовлюбленного грузинского маньяка, вершившего судьбы нашей страны. Если бы экспедиция вскрыла гробницу Тимура всего лишь на один день позже, то легенда потеряла бы весь свой смысл.

Да, но гробница была все - таки вскрыта за несколько часов до начала войны, и поэтому старинное предание живет и с годами будет звучать все более и более убедительно, хотя мы только что убедились в случайно имевшем место совпадении фактов.

Другой такой тайной, связанной с захоронениями, является тайна египетских фараонов, которая вот уже много лет будоражит умы человечества. Проклятие фараонов - одна из загадок древнеегипетской цивилизации, ставшая общеизвестной после обнаружения в 1922 году гробницы фараона Тутанхамона. На найденной при входе в нее дощечке было написано предостережение: "СМЕРТЬ НАСТИГНЕТ КАЖДОГО, КТО НАРУШИТ ПОКОЙ ФАРАОНОВ". Другая табличка, найденная там же, гласила: "ДУША УМЕРШЕГО ФАРАОНА СВЕРНЕТ ШЕЮ ГРАБИТЕЛЯ МОГИЛЫ, КАК ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛА ШЕЯ ГУСЯ". Случилось так, что множество известнейших археологов мира умерли ужасной мучительной смертью после работы с египетскими мумиями. По мнению немецких исследователей из Гоппингена, причиной страданий археологов была не месть древних мумий, а грибок, который без микроскопа разглядеть невозможно. В египетских погребальных камерах он находился в бездействии многие тысячи лет, дожидаясь дня, когда склепы будут открыты вновь. Веруя в жизнь после смерти, древние египтяне помещали в гробницы рядом с мумиями еду. Продукты разлагались, и смертоносные споры размножались внутри пирамид. Когда в захоронения проникали исследователи, споры быстро поражали их органы и становились причиной ракового заболевания. Спустя годы этот крошечный грибок убил еще нескольких человек. Среди них: английский археолог Лорд Кернервон и двенадцать членов его экспедиции. Они умерли в течение шести лет после обнаружения ими гробницы Тутанхамона в 1922 году. Два члена экипажа, доставлявшего мощи фараона Тута из Каира в Лондон в 1972 году. Они были вполне здоровыми людьми, и их смерть была неожиданной. Двенадцать членов польской антропологической экспедиции. К ним смерть пришла после того, как в 1973 году они обнаружили гробницу другого фараона. В дополнение ко всему, сейчас болеют сорок немецких музейных работников. Причиной их страданий являются смертоносные споры. Древнеегипетские мумии все чаще вместе с археологами исследуют и медики. В 1974 году группой чехословацких и американских ученых было произведено вскрытие мумии, возраст которой превышает двадцать веков. Одной из целей исследователей было определить, какими инфекционными заболеваниями болели жители Древнего Египта. Узнать, чем болел человек, можно по антителам, содержащимся в его крови. Они имеют белковую структуру и могут сохраняться в мумии тысячелетиями. В отдельных случаях, когда тело было мумифицировано сразу после смерти, до наших дней могли сохраниться и сами болезнетворные бактерии и вирусы. Микрообразцы, взятые из внутренних органов и черепа, подвергались специальным бактериологическим исследованиям. Больше всего в перепечатанной "Наукой и жизнью" заметке из чехословацкого журнала "Ves mir" (№ 4 за 1974 год) меня поразила фотография: шестеро "ученых" препарируют лежащую на операционном столе мумию. Меня, хирурга, просто шокировал внешний вид этих "исследователей": никаких стерильных медицинских шапочек, масок, пышные кудри раскинулись по воротникам халатов, из - под рукавов халата выбиваются манжеты рубашек и трутся по поверхности мумии, нет и в помине резиновых перчаток, фартуков. А ведь эти "ученые - медики", видимо, совсем не знакомые с элементарными правилами асептики, поставили своей задачей, ни много ни мало, исследовать "какими инфекционными болезнями страдали древние египтяне". Если им "повезет" и данный египтянин действительно скончался от какого - либо неизвестного науке (а может быть, даже хорошо известного) бактериального или вирусного заболевания, то у них есть все основания испытать симптомы этой инфекции на себе. А журналисты в статьях - некрологах не преминут в который раз муссировать легенду о "проклятиях фараонов".

Одной из особенностей сибиреязвенной инфекции является исключительная стойкость ее почвенных очагов. Поэтому в тех местах, где захоронены трупы погибших животных, всегда существует опасность новых вспышек. Например, в Читинской области есть падь, которую местные буряты считают опасным местом и не пускают туда скот. По преданию, в этом месте была стоянка войск Чингисхана. Сибирская язва погубила тогда большинство лошадей и захваченного войсками скота, и падь превратилась в большое кладбище. Предание это не лишено оснований - даже тридцать лет назад здесь еще отмечали случаи падежа животных. Еще Пастер обратил внимание на то, что дождевые черви выносят споры сибиреязвенной палочки в верхние слои почвы и на ее поверхность, и в связи с этим рекомендовал зарывать трупы животных в сухой песчаной или известковой почве. Почва рассматривается не только как пассивный хранитель возбудителя, но и как вторая после организма животных среда обитания. Некоторое оживление этой своеобразной почвенной инфекции может наблюдаться при строительных работах, связанных с подъемом грунта, или при археологических раскопках. В усыпальнице польских королей в Кракове, в замке Вавель, я слышал интересную историю. Один из польских монархов, похороненных тут, скончался от непонятного заболевания. Летописи достаточно подробно зафиксировали его симптомы, однако они не соответствовали ни одной из известных в настоящее время болезней. Ученые решили исследовать останки короля и для этой цели извлекли из гробницы коленный сустав, где сохранилось более всего тканей. Возбудителя таинственной болезни найти не удалось, но несколько человек, участвовавших в исследовании, скончалось при точно таких же симптомах, какие были зафиксированы в старинной летописи. Эксперимент решили срочно прекратить и злополучный сустав сожгли в крематории. Ученые считают, что в данном случае они столкнулись с еще неизвестным науке вирусом.

Руководствуясь, видимо, соображениями о возможности в будущем заражений неизвестной природы вирусами от умерших, городские власти Падуи повелели учредить отдельное кладбище для умерших от СПИДа. Это погребальное гетто отделено от обычного кладбища двойными решетками. Покойников хоронят голыми, завернутыми только в пропитанные дезинфицирующим составом саваны. Вполне вероятно, что это решение является весьма дальновидным, однако сейчас большинством журналистов оно оценивается крайне отрицательно и приравнивается к посмертной дискриминации.

Загадка смерти, страх перед ней породили в древнем человеке и отвращение к мертвому телу и боязнь его. Религия поддерживала и укрепляла эти чувства. Люди, по роду профессии соприкасавшиеся с погребением трупов, - бальзамировщики и могильщики - становились отщепенцами. Их дети не имели права заниматься ничем другим, кроме профессии отцов. Такие отщепенцы были в древнем Египте. В Индии они составили касту неприкасаемых. Мало кто знает, что известная в русской истории фамилия Мордасов происходит от персидского слова "мордас" ("murdesuj") - человек, обмывающий мертвых. В Древней Иудее человек, прикоснувшийся к мертвому телу, считался оскверненным и должен был пройти специальные обряды очищения.

Лишь в XVII веке, когда ученые добились права вскрывать трупы умерших с научными целями, быстрыми шагами двинулись вперед анатомия и патанатомия. Но миф о нечистоте мертвого тела продолжал жить. Он принял форму учения о так: называемых "трупных ядах", хотя никто толком не знал, что такое трупный яд, и как он заносится в рану.

Вспомним об одном из самых известных героев русской литературы - Базарове. При вскрытии трупа он поранил себе палец и сразу же понял, что обречен. Как и каждый врач его времени он думал, что через порез в его тело вошел смертельный трупный яд. ". . . Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня? - Есть, на что тебе? - Нужно. . . рану прижечь. - Кому? - Себе. - Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? - Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь - откуда тифозного мужика привезли. Они почему - то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. - Ну? - Ну, вот я и попросил уездного врача; ну и порезался. Василий Иванович вдруг побледнел весь и, ни слова не говоря, бросился в кабинет, откуда тотчас же вернулся с кусочком адского камня в руке. . . - Как ты полагаешь, Евгений, не лучше ли нам прижечь железом? - Это бы раньше надо сделать; а теперь по - настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так теперь уже поздно. - Как. . . поздно. . . - едва мог произнести Василий Иванович. - Еще бы! С тех пор четыре часа прошло с лишком". Отчего же все - таки в тексте романа "Отцы и дети" мы не встречаем термина "трупный яд"? В нечеткости определения причин гибели Базарова, по - видимому, сказалась неясность в этом вопросе, царившая в науке в пору, когда писался роман. Тайна подобных смертей раскрылась после того, как сделал свои открытия Пастер. Не "трупный яд", а некоторые типы микроорганизмов, которые быстро размножаются в тканях после смерти и проникают в организм через случайный порез, вызывали общее заражение крови - сепсис - и смерть. От заражения крови умер и Базаров. Только открытие способов борьбы с болезнетворными микробами - асептики и антисептики - развеяло миф о трупном яде. Однако кое - где миф этот дожил до наших дней, о чем свидетельствует отрывок из повести Сергея Каледина "Смиренное кладбище". Один из героев повести, могильщик Лешка Воробей, вспоминает такой эпизод из своей практики: "Позапрошлой весной он копал на пятнадцатом участке и стоя внизу, в грязи, саданул не глядя в заплывший прибывающей жижей подбой. Из гроба чуть брызнуло, и вонь, рванувшаяся из щели, выпихнула его из ямы. Копал, как любил, без верхонок (рукавиц) - брызги чиркнули по пальцам, по его всегда разодранным в кровь заусеницам.

Потом он болел. Врагу не пожелал бы такого. Болело все: глаза, руки, волосы, туловище, нутро, - болело беспрерывно, тяжело, тупо, каменно. Ребята говорили, заражение тухлым ядом. Врача не звал: боялся, подтвердит. Водка стояла в графине, как вода, все время Томка, тогдашняя его, подливала в стакан и день и ночь".

Однако вернемся к теме нашего разговора - вскрытию захоронений учеными или грабителями.

Ни страх перед мертвыми, ни боязнь проклятия не останавливали тех, кто искал сокровища. Это они, осквернители и грабители могил, за тысячи лет до "кладоискателей от науки" - археологов, взламывали печати гробниц, проникали в забытые тайники "города мертвых". В Египте опустошение царских гробниц приняло столь массовый характер и началось так давно, что уже 3000 лет назад фараоны вынуждены были установить возле усыпальниц круглосуточную стражу, а внутри - сооружать ложные входы, тайные ходы, хитроумные приспособления, которые должны были погубить всякого, кто осмеливался проникнуть внутрь пирамиды. В 1991 году группа египетских школьников обнаружила в окрестностях города Абу - Заабаль тайник. Вход в него загораживал глиняный кувшин, украшенный рисунками, изображающими людей и животных. Кувшин неожиданно легко открылся, и из него вылетело несколько десятков сухих темных комочков. При ближайшем рассмотрении они оказались высохшими скорпионами весьма крупных размеров. Замысел древних, вероятно, был таким: воры, прельстившись кувшином, откроют его и будут смертельно ужалены скорпионами. Чтобы облегчить выход последних, в кувшине была установлена небольшая выталкивающая пружина, срабатывающая при открывании крышки.

Можно ли догадаться, что сюжет известной сказки об Алладине и волшебной лампе из "Тысячи и одной ночи" воспроизводит ситуацию ограбления царской гробницы? Оказывается, это действительно так. Расположение подземной сокровищницы, в которую попадает Алладин, число и последовательность помещений, которые ему приходится предварительно пройти, - не плод фантазии и не случайность. Описание их воспроизводит внутреннюю структуру гробниц так называемой Долины Царей в Египте, относящихся к "позднему периоду". Всесильные при жизни, владыки после смерти оказывались во власти искателей сокровищ, охотников за золотом. И вот, не желая делать свое последнее пристанище добычей чужой алчности, они начинают игру в прятки, которая продолжается века: мертвые прячутся, живые ищут.

В 410 году в Калабрии умер король вестготов Аларих I. Тот самый Аларих, который в год своей смерти успел захватить и разграбить Рим. С тех пор прошли века. Давно уже нет народа, называвшего себя готами. Но за полторы тысячи лет ни рука грабителя, ни лопата археолога не коснулись могилы их вождя. И это несмотря на то, что известно, сколь много золота, драгоценных камней и прочих сокровищ, награбленных по всей Европе, было сложено в могилу Алариха. Конечно, готы хорошо знали об охотниках за кладами. Вот почему они постарались сделать недоступным место захоронения своего вождя. Для этого они перегородили плотиной течение реки и, когда русло обнажилось, вырыли глубокую могилу на дне. Потом, опустив в нее золотой гроб и все сокровища, они разрушили плотину, и река вернулась в свое русло. Многометровый слой воды и быстрое течение стали стражами погребенных сокровищ. А чтобы те, кто готовил погребение вождя, не могли никому раскрыть тайну, все они были убиты в ту же ночь. В 453 году умер вождь гуннов Аттила, наводивший ужас на всю Европу и прозванный "бич божий". Его тело было помещено в золотой гроб, золотой гроб - в серебряный, а серебряный - в железный. Железный гроб вместе с несметными сокровищами был затем предан земле. Для того, чтобы место, где похоронен их вождь, осталось неизвестным, гунны также убили всех, кто участвовал в похоронах.

История кладбищенских воров, гробокопателей или, как их называли гробозоров, столь же стара, как и история самих погребений. Начиная от египетских фараонов, тема эта проходит в фольклоре практически всех народов. Вот, например, старинный персидский анекдот: "Один человек жил тем, что снимал саваны с мертвецов и продавал их. Всякий раз, когда кто - нибудь умирал, он ночью шел к могиле, разрывал ее и уносил саван. И вот перед смертью он раскаялся в своих грехах и стал сожалеть, что никто не помянет его добрым словом. Сын же его пообещал: "Отец, я сделаю все, чтобы люди вспоминали тебя только хорошим".

И вот, после смерти отца, сын ночью тихонько пробрался на кладбище, снял с отца саван, вытащил труп из могилы и бросил рядом. На другой день люди пришли на кладбище, чтобы читать молитву по усопшем. Увидели они, что случилось, и говорят: - Помилуй, господи, умершего гробовора! Он хоть воровал саван, но не выбрасывал покойников из могилы".

Однако вскоре гробоворы стали воровать не только одежду и украшения, но и тела умерших. Делали они это, в основном, по заказу средневековых врачей и анатомов, так как церковь запрещала вскрывать трупы людей, считая это кощунством. Известно, что великий врач - анатом эпохи Возрождения Андрей Везалий (1514 - 1564) на заре своей деятельности по ночам похищал кости на кладбищах, чтобы изучить скелет человека, и, рискуя жизнью, снимал с виселицы трупы казненных преступников и дома анатомировал их.

Классической стала сцена из "Приключений Тома Сойера", где ночью, на кладбище, старый пьянчужка Мефф Поттер и зловещий метис по прозвищу Индеец Джо выкапывают для доктора Робинсона недавно похороненный труп: "Некоторое время был слышен лишь скрежет лопат, отбрасывающих в сторону мелкие камешки и комья земли, - звук однообразный и унылый. Наконец, раздался глухой стук о дерево: лопата наткнулась на гроб, и через несколько минут копавшие подняли его наверх. Теми же лопатами они сбросили крышку, вытащили тело и бесцеремонно бросили его на землю. В эту минуту луна вышла из - за туч и осветила бледное лицо мертвеца. Придвинули носилки, положили на них труп, покрыли одеялом и привязали веревкой. . . ". Столь же классической для кинематографа стала сцена в одном из первых американских фильмов ужасов "Франкенштейн", где молодой доктор Франкенштейн в сопровождении горбуна - подручного выкапывает ночью на кладбище покойника, чтобы сотворить из него монстра.

Как уже было сказано, гробокопательство существовало во все времена и практически у всех народов. Именно благодаря гробоворам удавалось неоднократно спасать заживо погребенных, о чем мы рассказывали в соответствующей главе. О распространении гробокопательства в Петербурге в эпоху Анны Иоановны свидетельствует историк М. И. Пыляев: "Бывали случаи грабительства. . . в Петербурге, которые названы "гробокопательством". Так в одной кирке оставлено было на ночь тело какого - то знатного иностранного человека. Воры пробрались в кирку, выкинули тело из гроба и ограбили. Воров отыскали и казнили смертию". У знаменитого в XIX веке петербургского живописца М. А. Зичи (1827 - 1906), выходца из Венгрии, есть одна акварель, посвященная теме гробокопательства. Известный французский писатель Теофиль Готье, посетив в 1858 году Петербург, встречался с Зичи и оставил описание этого рисунка: "Сцена происходит на кладбище. Ночь. Слабый лунный свет проникает сквозь тяжелые дождевые тучи. Черные деревянные кресты, надгробные памятники, колонны, урны. . . На первом плане, среди раскиданной земли, стоят два заступа, воткнутые в глину. . . Кладбищенские воры роются в могилах, чтобы украсть у смерти ее последнее достояние: золотое кольцо у женщины, серебряную погремушку у ребенка, медальон возлюбленной или возлюбленного, образок у верующего. Они открыли богатый гроб, приоткрытая крышка которого обита черным бархатом с серебряными украшениями. Под крышкой видна голова молодой женщины, лежащая на кружевной подушке. Сдвинутый саван приоткрывает опущенный на грудь подбородок. Она в том самом положении глубокого раздумья, которое наполняет гробовую жизнь. Один из воров, со звериным выражением лица, с видом каторжника, в отвратительном картузе, держит огарок свечи, который он прикрывает рукой от порывов ночного ветра. Дрожащий, мертвенно - бледный, тусклый свет падает на бледное лицо умершей. Другой, полускрытый в яме бандит с дикими чертами лица поднимает своими лапами хрупкую, бледную, как воск, руку, которую труп отдает ему с безразличием призрака. Он срывает с безымянного пальца, который, может быть, ломается от его святотатства, драгоценное кольцо, конечно обручальное! Третий негодяй - на страже: на горке могильной земли, приложив к уху свой колпак, он прислушивается к отдаленному лаю собаки, почуявшей бандитов, или к еле различимым шагам сторожа, делающего свой ночной дозорный обход. Мерзкий страх искажает его черты, его черное в ночной тени лицо, а гнусные, намокшие от росы складки его штанов, измазанных в жирной кладбищенской земле, облепляют его обезьяньи ноги. Невозможно пойти дальше в изображении романтически - ужасающей сцены".

Но настоящая эпидемия гробокопательства началась на петербургских кладбищах в советское время. Следует отметить, что захоронения богатых петербуржцев было принято производить не просто в землю, а в специально выстроенный склеп, что значительно облегчало действия грабителей. Стоило только пробить свод склепа, и вор оказывался подле гроба, где никто и ничто не мешало его деятельности. Еще в постановлении Святейшего Синода от 23 октября 1738 года об открытии кладбища при церкви Благовещения на Васильевском острове предписывалось: "Все могилы при оной церкви выкладывать кирпичом и сводить своды в целый кирпич, а потом утаптывать накрепко землю, чтобы духу не произошло, без чего при оной церкви погребать отнюдь никого не допускать". Позже эта традиция распространилась и на вновь открытые петербургские кладбища.

В 20 - 30 - х годах нашего века на всех кладбищах старого Петербурга по вечерам и по ночам стучали молотки - граждане вскрывали склепы. Это мне рассказывали многочисленные свидетели, старые петербуржцы. Сам же я видел множество взломанных склепов на старинных кладбищах города - Смоленском, Волковом, кладбищах Александро - Невской лавры и петербургского Новодевичьего монастыря. Снаружи склепы были облицованы карельским гранитом, а внутри, на стенках, можно было видеть остатки великолепных керамических плиток. Остатки, потому что последователи и потомки гробокопателей эпохи первых пятилеток не гнушались подбирать жалкие остатки их деятельности и в эпоху застоя (и даже еще в годы перестройки), отдирали облицовку склепов, выковыривали чудом сохранившиеся мозаичные иконки и крестики.

Добыча тех, первых гробокопателей, была несравненно богаче: ордена, ювелирные украшения, офицерские кортики, шитые золотом эполеты, серебряные пуговицы, драгоценные камни.

Потрясают масштабы варварской деятельности гробоворов - в городе не сохранилось практически ни одной мало - мальской богатой необобранной могилы. Хотя мне неоднократно и говорили, что ленинградские власти того периода сами поддерживали и направляли эту "деятельность", никак невозможно было в это поверить. Однако газетные публикации последнего времени, к сожалению, подтверждают это: "На кладбища Александро - Невской лавры явились бригады набранных в тюрьме уголовников, которые начали проводить акцию по изъятию ценностей. Они вскрывали склепы, ломали гробы. Жадные руки обыскивали тела усопших. В Казанском соборе не пощадили даже тела М. И. Кутузова. А во время очередного изъятия в 1933 году польстились на цилиндрический сосуд с его сердцем. . . Не уничтоженные памятники перетаскивались и свозились в одно какое - нибудь место. Как следствие такого рода деятельности и появился на свет так называемый "Музей городской скульптуры" - название более чем странное. . . Если городу нужен был камень для облицовки тротуаров или строительства памятников вождям - шли на кладбище. Великолепные металлические украшения ломались, когда стране нужен был металл. Все церкви лавры, где находились погребения, давно осквернены, а в склепе грузинской царицы разместились экскурсоводы, рассказывающие о культуре. То же самое и в Казанском соборе".

Такая "деятельность" неминуемо должна была сказаться на психологии народа. Поэтому меня совсем не удивил поразивший многих факт осквернения и ограбления могилы недавно скончавшегося Маршала Советского Союза С. Ф. Ахромеева, похороненного на Троекуровском кладбище Москвы. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1991 года захоронение было раскопано, с покойника сняли маршальский мундир. Такая же участь постигла и могилу генерал - полковника Средина, похороненного несколькими днями раньше. Могильщики рассказали, что оба гроба били лишь для вида присыпаны землей - преступники не слишком старались замести следы. Фуражки, которые обычно приколачиваются к крышке гроба, отодраны. Первая мысль, когда пришла эта жуткая новость: постарался кто - то из наших политических параноиков, не важно - правых или левых. Но выяснилось, что все гораздо проще и поэтому, пожалуй, еще страшнее. Как сообщил прокурор Гагаринского района столицы Владимир Ильин, маршальский и генеральский мундиры пользуются определенным спросом у эксцентричных отечественных и западных коллекционеров. Очень может быть, что вскоре форма с золотыми галунами "всплывет" в каком - нибудь тихом частном собрании. Решительно далеком от большой политики. А также - от всего человеческого. На Троекуровском кладбище уже снято милицейское оцепление, улажены все неприятные, но необходимые в этой ситуации формальности. Тела Маршала Советского Союза Ахромеева и генерал - полковника Средина были вновь преданы земле. Теперь - в гражданской одежде.

Среди гробокопателей можно выделить группу, слишком необычную даже для этого экзотического ремесла. Речь идет о некрофилах. Тема эта столь щекотливая, что во избежание кривотолков и недомолвок мы дословно процитируем сообщение журналиста Александра Тарасова: . . . 29 июля около 22 часов на Бурковском кладбище двое сотрудников милиции остановили велосипедиста, разъезжавшего по тропинкам деревенского погоста. На вопрос, что он делает на кладбище в столь неурочный час, пожилой мужчина ничего вразумительного не ответил. В отделе внутренних дел у задержанного изъяли фонарь, нож, стамеску и полиэтиленовый пакет, после чего кладбищенский велогонщик Дамаки признался, что он в очередной раз намеревался взломать гроб для совершения полового акта с трупом.

Волосы дыбом встают, когда читаешь запротоколированные откровения Дамаки: "С 1972 года я проживаю в Московской области. Работаю в совхозе в должности скотника - пастуха. Проживал с женой. От брака имеем сына. Последнее время с женой живем плохо, в связи с чем с марта 1986 г. проживаю отдельно. В марте - апреле 1985 г. у меня стали возникать сильные половые возбуждения. Решил удовлетворить половую страсть с трупом женщины. Пошел на Рогожское кладбище, взяв велосипед, стамеску для взлома гроба и фонарь. Приехал я на кладбище около 23 часов. Убедившись, что никого нет, нашел могилу недавнего захоронения по свежим венкам. Дорыв до гроба, я стамеской попытался открыть крышку, однако этого сделать не смог, после чего сломал верхнюю часть крышки гроба и через образовавшийся пролом за ноги вытащил из гроба труп. . . В августе 1985 г. в местной районной газете прочел некролог. Он был подписан: "Коллектив училища. . . " Я нашел эту могилу. Разрыл ее лопатой, потом при помощи стамески взломал крышку гроба и за ногу стал вытаскивать труп. Вытащить его не смог, после чего с кладбища ушел.

В начале октября поехал на Нофиевское кладбище. С краю я увидел свежую могилу. Что похоронена женщина, определил по надписям на венках. Невдалеке я нашел лопату, которой стал разрывать могилу. Услышав со стороны деревни голоса приближавшихся людей, испугался, засыпал немного могилу землей и убежал. В марте 1986 г. я вновь приехал на Бурковское кладбище. В низине увидел свежую могилу, на которой находилась фотография молодой девушки. Лицо девушки понравилось, и я решил вскрыть могилу. Разрыв ее на глубину около 0,5 метра, я обнаружил, что дальше находится вода, а земля мерзлая и ее трудно копать. Поэтому решил отказаться от замысла.

Через несколько дней приехал на Бурковское кладбище. Нашел лопату и стал разрывать могилу. Начался сильный дождь, копать стало труднее, и я с кладбища уехал, слегка засыпав могилу землей.

Таким образом, я полностью признаю себя виновным в 10 случаях разрытия могил".

Может ли здравомыслящий человек опуститься до перечисленной мерзопакости?! По - видимому, нет. Определением народного суда Дамаки, 1948 года рождения, уроженец Харьковской области, украинец, был освобожден от уголовной ответственности за содеянное и направлен для прохождения принудительного лечения в психиатрическую больницу специального типа. . . Некрофилия (буквально - "любовь к мертвым") относится к довольно редким половым извращениям и считается психическим расстройством. Приведем характерное описание больного некрофилией - аптекаря Пуальфжра - из сатирического романа французского писателя Габриэля Шевалье "Клошмерль". Аптекарь Пуальфар весьма странно вел себя с девицами легкого поведения. "Он просил их раздеться донага, закрыть глаза и, завернувшись в простыни, застыть, имитируя трупное окоченение. В руках они должны были сжимать маленькое распятие, которое он всегда носил при себе. Опустившись на колени перед постелью, господин Пуальфар долго плакал навзрыд, а потом. . . покидал воскресших красоток и отправлялся на кладбище. . . где выбирал редкие эпитафии и переписывал их в записную книжку. . . " После многочисленных эротических приключений Пуальфар попадает в психиатрическую клинику, где "некий психиатр новейшей школы" раскрыл - таки причины его недуга: "в возрасте четырнадцати лет аптекарь испытал свое первое сексуальное волнение у постели умершей кузины, двадцатитрехлетней красавицы, которую он обожал втайне. Смешанный запах цветов в мертвого тела с такой сладостной силой запал в память молодого Пуальфара, что впоследствии его темные инстинкты непрестанно стремились вернуться к этому ощущению". В настоящее время в Уголовном Кодексе России существует специальная статья об осквернении и ограблении могил. Под эту статью можно подвести и самочинные перезахоронения, хотя иногда побудительными причинами к этим действиям служат и благородные побуждения. Так, тайком, ночью, была перезахоронена умершая в 1970 году вдова писателя Александра Грина Нина Николаевна Грин. Произвол чиновников не позволил выполнить ее последнюю волю - быть похороненной рядом с мужем. Тогда друзья и поклонники творчества Грина, рискуя многим, пришли ночью на кладбище Старого Крыма, вырыли ее гроб и подхоронили в ограду к мужу. Лишь 20 лет спустя они решились рассказать об этом в журнале "Родина". На страницах этой главы тесно переплелись рассказы об археологах и кладбищенских ворах, благородных людях и осквернителях, о науке и суевериях, о правде и вымыслах. Но еще более пестрый калейдоскоп удивительных фактов ждет тебя, читатель, в следующей главе.

Сергей Рязанцев. ТАНАТОЛОГИЯ - НАУКА О СМЕРТИ. СПб., 1994.

Существует предание о том, что Великая Отечественная война стала результатом вскрытия советскими археологами в июне 1941 года усыпальницы средневекового тюркского полководца и завоевателя Тамерлана в Самарканде. Есть ли связь между этими событиями и было ли в действительности проклятие Тамерлана?

Великий эмир

Тамерлана (1336-1405), одного из правнуков Чингисхана, иногда также называют Тимуром. Полное имя его звучит как Тимур ибн Тарагай Барлас. По-тюркски его называли Темир («железо»), а в средневековых русских летописях он именовался Темир Аксак. Тамерлан сыграл выдающуюся роль в истории Средних веков. Он знаменит своими походами в Переднюю Азию, Индию, Китай, завоеванием Хорезма и разгромом Золотой Орды. По словам испанского дипломата и путешественника Руя Гонсалеса де Клавихо, Тамерлану удалось завоевать все территории

Малой Индии и Хорасана. В конце концов он создал могущественное восточное государство со столицей в Самарканде. Сам Тамерлан носил титул «великого эмира».

Но Тамерлана интересовали не только войны и власть. По свидетельствам современников, он был умным и образованным человеком, знал несколько языков, включая персидский и арабский, имел познания в области различных наук, истории, философии, литературы.

Скончался Тамерлан 18 февраля 1405 года в городе Отрар, не успев осуществить поход на Китай. Тело было забальзамировано, положено в гроб из черного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезено в Самарканд. Останки великого полководца захоронили в недостроенном еще на тот момент мавзолее Гур Эмир. Впоследствии там же похоронили его любимых жен и потомков великого эмира – Тимуридов.

Откуда взялась легенда о проклятии?

На изготовленном из нефрита надгробии выбиты различные надписи арабской вязью. По легенде, одна из них якобы гласит: «Когда я восстану, мир содрогнется». По другой версии, внутри гроба было начертано: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

Говорят, что 1747 году надгробный камень забрал иранский шах Надир. В тот же день Иран был разрушен землетрясением, а находившийся в Самарканде шах тяжело заболел. Надгробие вернули обратно, а шах вернулся в Иран, и подземные толчки повторились.

Еще в XVI веке великий провидец Мишель Нострадамус оставил такое предсказание: «Закройте, закройте Восток, двери Востока, Ибо с Запада движется черная тень! Кости открытой гробницы угрожают миру заразой. Пройдет два года и откатится эта чума» .

Роковые раскопки

В июне 1941 года советское правительство приняло решение вскрыть усыпальницу тимуридов Гур-Эмир. Директива была подписана лично Сталиным. Официальным поводом для раскопок являлся юбилей узбекского поэта Алишера Навои, близкого к тимуридам. Но скорее всего, полагают некоторые историки, в саркофагах надеялись отыскать ценные артефакты.

Работы по вскрытию гробницы начались утром 21 июня. С самого начала словно некие потусторонние силы препятствовали раскопкам. Сначала по непонятной причине погас свет, потом пришла в неисправность лебедка. Во время обеденного перерыва кинооператор Малик Каюмов, проводивший съемки на месте раскопок, отправился в ближайшую чайхану и встретил там троих стариков, один из которых показал ему старинную рукописную книгу, где говорилось по-арабски: «Кто вскроет могилу Тамерлана - выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные» . Впоследствии выяснилось, что книга была изданным в XVII сборником местных легенд и преданий.

Несмотря на предупреждение, могила Тамерлана была вскрыта, из нее извлекли скелет, предположительно принадлежавший великому эмиру, что подтверждала поврежденная коленная чашечка – при жизни Тимур хромал… Череп полководца передали для исследований академику Герасимову, также участвовавшему в экспедиции. А рано утром 22 июня Германия напала на Советский Союз.

Возвращенный прах

Каюмов вспоминает, что в октябре 1942 года, будучи на фронте под Ржевом, он смог добиться встречи с маршалом Жуковым и убедил его в необходимости возвращения останков Тамерлана в усыпальницу. И будто бы в итоге сам Сталин распорядился вернуть череп на место. Останки всех тимуридов были вновь погребены с почестями и соблюдением всех положенных мусульманских обрядов: советское правительство даже выделило на это огромную по тем временам сумму в миллион рублей. Перезахоронение состоялось 19-20 ноября 1942 года. Как раз в эти дни началось наступление Красной армии в Сталинградской битве, ознаменовавшее перелом в войне. Кстати, академик Герасимов, несмотря на дефицит времени, успел воссоздать облик Тамерлана, благодаря чему мы теперь знаем, как выглядел этот выдающийся человек.

Могла ли война начаться из-за того, что прах Тамерлана был потревожен? Скептики уверяют, что она и так бы началась, поскольку план ее был разработан Гитлером еще в 1940 году. Еще весной 1941 года была определена приблизительная дата вторжения в СССР, а 10 июня она определилась окончательно. 20 июня гитлеровские войска получили команду готовиться к наступлению.

Хотя кто знает… Осквернять захоронения не рекомендовалось во все времена. А на Востоке к этой рекомендации относились особенно трепетно, причем и в языческую, и в мусульманскую эпоху. Может быть, не зря?

Это - не образцово-показательное вскрытие, которые показывают в кинах, а типичное для провинциального морга, в котором нет даже холодильника (сломался несколько лет назад, новый так и не купили).

Вот - собственно, инструменты, в походном мешочке. В «походном» - потому что эксперт наш межрайонный, один на три или четыре района, по которым мотается раза два или три в неделю, в зависимости от объема происшествий. Из всего реквизита нам понадобятся, в основном, скальпель, пила, реберный нож и ложечка-ковшик (не знаю, как правильно по-научному ее назвать), и еще «распатор» - нечто, похожее на грабли с четырьмя загнутыми зубцами. Никаких циркулярных пил для крышки черепа нема. ГондуRussia, sir…

А вот - наш клиент: ноги вместе, руки вытянуты. За день до этого найден в своей постели посреди жуткого срача, с раной на голове. Это, чаще всего, ни о чем не говорит: у алкашей все время так - в квартире как будто дрались неделю, а хозяин выглядит, как будто дрались именно с ним. Обычное состояние и квартиры, и хозяина, так что - как говорится, «вскрытие покажет». Справедливости ради - скажу, что и «криминальные» трупы принадлежат преимущественно этому же контингенту.
(Кстати, если вы зашли на этот пост откуда-то из неизвестности, то, скорее всего, уже поняли, что здесь описано. Так что еще не поздно повернуть обратно. Я вас предупредил).

Этап первый - вскрытие черепа. От виска к виску скальпелем делается надрез, от которого на брови и на затылок распатором сдвигается кожа. Циники сразу вспомнят анекдот про Красную шапочку, которая носила свой головной убор из волчьей шкуры… эээ, мехом внутрь…

Распиливаем крышку черепа: надрезы от висков через лобную и теменную части. Должно образоваться чечевицеобразное отверстие. Крышка черепа снимается с помощью распатора, а к тому звуку, который при этом издается, я не могу привыкнуть до сих пор. К сожалению, не смог его конвертировать из внутреннего формата диктофона на мобиле в обычный wav, а то бы тоже выложил.

…вот что должно получиться в результате. На заднем плане видна пила, она делается из каких-то мягких сортов металла, и, чтобы ее не согнуло в процессе, там есть специальное «ребро жесткости» в виде согнутой пластины, которая фиксирует само лезвие пилы. Мягая наша пила тупится, к сожалению, быстро, и даже этот распил производился ею в тупом состоянии… На мозге следов черепно-мозговой травмы не оказалось, то есть, рана на голове - поверхностная. Следы гематомы выглядят на поверхности мозга как кровяные сгустки (да и сама гематома, собственно, и есть кровоизлияние в оболочку мозга). При черепно-мозговой травме смерть и наступает от сдавливания мозга гематомами. Ну, а поскольку ничего на мозге нету (красное пятно на снимке - просто помарка кровью), то мы его откладываем пока в сторону, и принимаемся за ливер.

…Производим надрез по центру грудной клетки, а затем, помогая скальпелем, раздвигаем кожу, подкожную жировую клетчатку и мышцы в стороны.

…Вынимаем кишечник и откладываем в сторонку.

Затем - ковшиком берем на анализ мочу из разрезанного мочевого пузыря. Циники, вероятно, сейчас вспомнят анекдот про официанта в ресторане с веревочкой, торчащей из ширинки, и «ложечкой» на поясе. Моча (а также кровь) идут экспертам-химикам, по содержанию в них алкоголя можно определить, злоупотреблял ли алкоголем подэкспертный перед смертью, и насколько зло он им употреблял.

Затем реберным ножом делаем надрезы ребер по обе стороны грудины, и извлекаем вырезанное. Доступ к легким открыт. Кстати, посередине грудной клетки на ребрах заметно красное пятно. Это - уже не помарка, в этом месте ребро может быть и сломано.

…А вот,собственно, и легкие - вместе с другими внутренними органами, кроме кишечника, который мы вынули раньше.

Вот так определяем, сломаны ли ребра - их просто надо отделить друг от друга и немного пошатать. То ребро, которое казалось сломанным, на самом деле, цело, там было просто кровоизлияние. А вот самое нижнее из тех, что видны на снимке, девятое - действительно, сломано. Оно чаще всего попадает под замес при драках или падениях.

А вот это (я специально попросил показать) - внутренняя стенка вскрытой аорты. Судя по ее идеальному состоянию, покойный был не дурак выпить. Сердечно-сосудистая система алкоголиков - всегда в отличном состоянии, и соответствующими заболеваниями они практически не болеют. Правда, на заключительных стадиях алкоголизма происходят какие-то изменения в сердце. На которое мы, кстати, сейчас и посмотрим…

…И убедимся, что в нашем случае алкоголизм далеко не зашел: оно тоже как у младенца. А выглядит так странно потому, что искромсано скальпелем: надо же повреждения искать телесные.

Теперь вскрываются почки…

…и печень. Вот печень подкачала: она неестественно светлая. Это - тоже признак алкоголизма: нормальная печень гораздо темнее, почти коричневая.

Вот это, кстати, та самая ложечка, которой забирали мочу на анализ.

А вот так - забирают уже кусочки внутренних органов. Они пойдут экспертам-гистологам. При гистологическом исследовании определяются повреждения органов и время наступления смерти - более точно, чем это можно сделать при вскрытии.

Теперь осталось только вернуть все, что брали, на прежнее место. В пределах погрешности, разумеется.

…И раскромсать-таки оставленный напоследок мозг. Он тоже чист, без кровоизлияний. Короче говоря, ничего фатального, кроме сломанного ребра и поверхностной раны на черепушке, не найдено. Первичный диагноз - алкогольная интоксикация. Гистологи, может быть, найдут что-то другое, но это будет минимум дней через десять (с поправкой на российские условия - через месяц: гистологи сидят в областном центре, куда пузырьки с анализами надо еще отвезти).

Если засунуть мозг на место, в череп, то в тепле голова начнет подтекать. Так что мозг идет в грудную клетку. Иногда туда же помещается и одежда усопшего, если место остается, чтобы грудная клетка не сильно проавливалась. Но не сейчас.

Ну все, осталось теперь только зашить покойного, и нашпиговать его формалином. Формалин закачивается обычным десятикубовым шприцем. Эту часть процесса я уже не снимал: некогда было.

Фоторепортаж и комментарии к нему предназначены исключительно для удовлетворения любопытства. Можно их также использовать как наглядное пособие в лекциях о вреде (или пользе) алкоголя, для избавления подростков от суицидальных настроений, консультации писателей-детективщиков, и тому подобного прочего.

конец

Сегодня на парах смотрели видео судебно-медицинского исследования трупа (в народе — вскрытия). Полтора часа.
После фильма, фотки как-то совсем не впечатляют.

Копирайт не стоит, т.к. не нашёл первоисточник.
Если авторство фотографий и текста принадлежат Вам — дайте знать.

Одной из самых мистических личностей в русской литературе является Н. В. Гоголь. Он был при жизни скрытным человеком и унес с собою множество тайн. Зато оставил гениальные произведения, в которых сплетаются фантастика и реальность, прекрасное и отталкивающее, смешное и трагичное.

Здесь летают ведьмы на метле, влюбляются друг в друга парубки и панночки, принимает напыщенный вид мнимый ревизор, Вий поднимает налитые свинцом веки и убегает от А писатель неожиданно прощается с нами, оставляя в восхищении и недоумении. Сегодня мы поговорим о последней его шараде, оставленной потомкам, - тайне могилы Гоголя.

Детство писателя

Гоголь появился на свет в Полтавской губернии 1 марта 1809 года. До него в семье уже рождалось двое мертвых мальчиков, поэтому о рождении третьего родители молились Николаю Чудотворцу и назвали первенца в его честь. Гоголь был болезненным ребенком, над ним много тряслись и любили больше других детей.

От матери ему передались религиозность и склонность к предчувствиям. От отца - мнительность и любовь к театру. Мальчика влекли тайны, страшные истории, вещие сны.

В 10 лет его с младшим братом Иваном отправили в Полтавское училище. Но обучение длилось недолго. Брат умер, что сильно потрясло маленького Николая. Его перевели в Нежинскую гимназию. Среди сверстников мальчик отличался любовью к розыгрышам и скрытностью, за что его называли Таинственный Карло. Так рос писатель Гоголь. Его творчество и личная жизнь во многом определились первыми детскими впечатлениями.

Художественный мир Гоголя - творение сумасшедшего гения?

Произведения писателя удивляют своей фантасмагоричностью. На их страницах оживают ужасающие колдуны ("Страшная месть"), восстают по ночам ведьмы во главе с чудищем Вием. Но вместе с нечистью ожидают нас и карикатурные картины на современное общество. Приезжает в город новый ревизор, покупаются Чичиковым мертвые души, показывается русская жизнь с предельной честностью. А рядом - абсурд "Невского проспекта" и знаменитого "Носа". Как родились в голове писателя Николая Васильевича Гоголя эти образы?

Исследователи творчества до сих пор теряются в догадках. Много теорий связано с сумасшествием писателя. Известно, что он страдал от болезненных состояний, во время которых наблюдались перепады настроения, крайнее отчаяние, обмороки. Возможно, нарушенное мышление и побудило Гоголя написать столь яркие, необычные произведения? Ведь после перенесенных страданий наступали периоды творческого вдохновения.

Однако психиатры, изучавшие творчество Гоголя, не находят признаков помешательства. По их мнению, страдал писатель от депрессии. Безысходная печаль, особая чувствительность свойственны многим гениальным личностям. Именно это помогает им глубже осознавать окружающую реальность, показывать ее с неожиданных сторон, поражая читателя.

Писатель был застенчивым и закрытым человеком. К тому же он обладал хорошим чувством юмора и обожал розыгрыши. Все это породило множество легенд о нем. Так, излишняя религиозность заставляет предположить, что Гоголь мог состоять в секте.

Еще больше толков вызывает тот факт, что писатель не был женат. Есть предание, что в 1840-х годах он делал предложение графине А. М. Вильегорской, но получил отказ. Ходила молва и о платонической любви Николая Васильевича к замужней даме А. О. Смирновой-Россет. Но все это слухи. Как и разговоры о гомосексуальных склонностях Гоголя, от которых он якобы пытался избавиться с помощью аскез и молитв.

Много вопросов вызывает смерть писателя. Мрачные мысли и предчувствия одолевали его после окончания второго тома "Мертвых душ" в 1852 г. В те дни он общался с духовником Матвеем Константиновским. Последний убеждал Гоголя отказаться от греховной литературной деятельности и уделять больше времени духовным исканиям.

За неделю до Великого поста писатель подвергает себя жесточайшей аскезе. Он почти не ест и не спит, что негативно отражается на здоровье. В ночь на он сжигает в камине бумаги (предположительно - второй том "Мертвых душ"). С 18 февраля Гоголь не встает с постели и готовится к смерти. 20 февраля врачи принимают решение начать принудительное лечение. Утром 21 февраля писатель умирает.

Причины смерти

Как умер писатель Гоголь, гадают до сих пор. Ему было всего 42 года. Несмотря на плохое самочувствие в последнее время, такого исхода никто не ожидал. Точный диагноз врачи не смогли поставить. Все это породило множество слухов. Рассмотрим некоторые их них:

  1. Самоубийство. Перед кончиной Гоголь по собственной воле отказался от еды и вместо сна молился. Он сознательно готовился к смерти, запретил лечить себя, не слушал увещеваний друзей. Возможно, он ушел из жизни по собственной воле? Однако для человека религиозного, боящегося ада и дьявола, это не представляется возможным.
  2. Психическая болезнь. Возможно, причиной такого поведения Гоголя стало помутнение рассудка? Незадолго до трагических событий скончалась Екатерина Хомякова, сестра близкого друга писателя, к которой он был привязан. 8-9 февраля Николаю Васильевичу приснилась собственная смерть. Все это могло пошатнуть его неустойчивую психику и привести к излишне суровому аскетизму, последствия которого оказались ужасающими.
  3. Неправильное лечение. Гоголю долго не могли поставить диагноз, подозревая то кишечный тиф, то воспаление желудка. Наконец, консилиум лекарей постановил, что у больного менингит, и подверг его недопустимым при таком диагнозе кровопусканиям, теплым ваннам, холодным обливаниям. Все это подорвало и так ослабленный долгим воздержанием от пищи организм. Писатель скончался от сердечной недостаточности.
  4. Отравление. По другим источникам, врачи могли спровоцировать интоксикацию организма, троекратно выписав Гоголю каломель. Это было вызвано тем, что к писателю приглашали разных специалистов, которые не знали о других назначениях. В результате больной скончался от передозировки.

Похороны

Как бы то ни было, но 24 февраля состоялось погребение. Оно было общественным, хотя друзья писателя возражали против этого. Могила Гоголя первоначально находилась в Москве на территории Свято-Даниловского монастыря. Гроб принесли сюда на руках после отпевания в церкви мученицы Титианы.

По воспоминаниям очевидцев, на месте, где находится могила Гоголя, внезапно появился черный кот. Это вызвало много толков. Поползли предположения, что душа писателя переселилась в мистическое животное. После погребения кот бесследно исчез.

Николай Васильевич запретил ставить памятник на своей могиле, поэтому был установлен крест с цитатой из Библии: "Горьким словом моим посмеюся". Его основой стал гранитный камень, привезенный из Крыма К. Аксаковым ("Голгофа"). В 1909 году, в честь столетия со дня рождения писателя, могилу реставрировали. Была установлена чугунная ограда, а также саркофаг.

Вскрытие могилы Гоголя

В 1930 году Даниловский монастырь был закрыт. На его месте решено было устроить приемник-распределитель для несовершеннолетних преступников. Кладбище срочно реконструировали. В 1931 году могилы таких выдающихся людей, как Гоголь, Хомяков, Языков и др., были вскрыты и перенесены на Новодевичье кладбище.

Происходило это в присутствии представителей культурной интеллигенции. Согласно воспоминаниям писателя В. Лидина, на место, где похоронили Гоголя, они прибыли 31 мая. Работы заняли весь день, так как гроб находился глубоко и вставлен в склеп через специальное боковое отверстие. Останки обнаружили с наступлением сумерек, поэтому не было сделано никаких фотографий. В архивах НКВД хранится акт вскрытия, в котором не содержится ничего необычного.

Однако, согласно слухам, это было сделано для того, чтобы не поднимать шум. Картина, открывшаяся присутствующим, потрясла всех. По Москве немедленно поползла страшная молва. Что же увидели люди, присутствовавшие на Даниловском кладбище в тот день?

Похороненный заживо

В устных беседах В. Лидин рассказывал, что в могиле Гоголь лежал, повернув К тому же обшивка гроба была исцарапана изнутри. Все это послужило поводом для ужасных предположений. Что, если писатель впал в летаргический сон и его похоронили живым? Возможно, очнувшись, он пытался выбраться из могилы?

Интерес подогревал тот факт, что Гоголь страдал тофефобией - страхом быть погребенным заживо. В 1839 году в Риме он перенес тяжелейшую малярию, что привело к поражению мозга. С тех пор у писателя наблюдались обмороки, переходящие в длительный сон. Он очень боялся, что в таком состоянии его примут за мертвого и похоронят раньше времени. Поэтому перестал спать в постели, предпочитая дремать полусидя на диване или в кресле.

В своем завещании Гоголь приказывал не хоронить его до появления явных признаков смерти. Так возможно ли, что воля писателя не была выполнена? Правда ли, что Гоголь перевернулся в могиле? Специалисты уверяют, что это невозможно. В качестве доказательств они указывают на следующие факты:

  • Смерть Гоголя была зафиксирована пятью лучшими врачами того времени.
  • Николай Рамазанов, снимавший с великого тезки знал о его страхах. В своих воспоминаниях он констатирует: писатель, к сожалению, спал вечным сном.
  • Череп мог быть повернут из-за смещения крышки гроба, что нередко случается с течением времени, либо во время переноски на руках к месту захоронения.
  • Разглядеть царапины на истлевшей за 80 лет обивке было невозможно. Это слишком большой срок.
  • Устные рассказы В. Лидина противоречат его письменным воспоминаниям. Ведь, согласно последним, тело Гоголя было найдено без черепа. В гробу лежал только скелет в сюртуке.

Легенда о пропавшем черепе

Об обезглавленном теле Гоголя, кроме В. Лидина, упоминают присутствовавшие при вскрытии археолог А. Смирнов, а также В. Иванов. Но стоит ли верить им? Ведь историк М. Барановская, стоявшая рядом с ними, видела не только череп, но и сохранившиеся на нем светло-каштановые волосы. А литератор С. Соловьев не разглядел ни гроба, ни праха, зато обнаружил в склепе вентиляционные трубы на случай, если умерший воскреснет и ему понадобится чем-то дышать.

Тем не менее история о пропавшем черепе была настолько "в духе" автора Вия, что получила свое развитие. Согласно легенде, в 1909 году, во время реставрации могилы Гоголя, коллекционер А. Бахрушин уговорил монахов Даниловского монастыря выкрасть голову писателя. За хорошее вознаграждение они отпилили череп, и он занял свое место в театральном музее нового хозяина.

Тот хранил его тайно, в саквояже патологоанатома, среди медицинских инструментов. Уйдя из жизни в 1929 году, Бахрушин унес с собой тайну местонахождения черепа Гоголя. Впрочем, могла ли история великого фантасмагорика, которым являлся Николай Васильевич, закончиться на этом? Безусловно, ей было придумано продолжение, достойное пера самого мастера.

Поезд-призрак

Однажды к Бахрушину пришел внучатый племянник Гоголя, лейтенант флота Яновский. Он прослышал про украденный череп и, угрожая заряженным оружием, потребовал вернуть его семье. Бахрушин отдал реликвию. Яновский решил похоронить череп в Италии, которую Гоголь очень любил и считал вторым домом.

В 1911 году в Севастополь прибыли корабли из Рима. Их целью было забрать останки соотечественников, погибших в период Крымской кампании. Яновский уговорил капитана одного из судов, Боргозе, захватить с собою ларец с черепом и передать русскому послу в Италии. Тот должен был захоронить его по православному обряду.

Однако Боргозе не успел встретиться с послом и отправился в очередное плавание, оставив необычный ларец в своем доме. Младший брат капитана, студент Римского университета, обнаружил череп и задумал попугать друзей. Ему предстояла поездка в веселой компании через самый длинный туннель того времени на Римском экспрессе. Молодой повеса прихватил череп с собой. Перед тем как поезд въехал в толщу гор, он открыл ларец.

Тут же состав окутал необычный туман, среди присутствующих началась паника. Боргозе-младший и еще один пассажир на полном ходу спрыгнули с поезда. Остальные испарились вместе с Римским экспрессом и черепом Гоголя. Поиски состава не увенчались успехом, тоннель поспешили замуровать. Но в последующие годы поезд видели в разных странах, в том числе на Полтаве, родине писателя, и в Крыму.

Возможно ли, что там, где похоронили Гоголя, находится лишь его прах? В то время как дух писателя странствует по миру в призрачном поезде, так и не обретя покоя?

Последнее пристанище

Сам Гоголь хотел быть упокоенным с миром. Поэтому оставим легенды любителям фантастики и перенесемся на Новодевичье кладбище, где были перезахоронены останки писателя 1 июня 1931 года. Известно, что перед очередным погребением почитателями таланта Николая Васильевича были выкрадены "на память" куски сюртука, обувь и даже кости усопшего. В. Лидин признавался, что лично он взял частичку от одежды и поместил ее в переплет "Мертвых душ" первого издания. Все это, конечно, ужасно.

Вместе с гробом на Новодевичьем кладбище были перевезены оградка и камень "Голгофа", служивший основой для креста. Сам крест на новом месте устанавливать не стали, так как советская власть была далека от религии. Где он теперь, неизвестно. Более того, в 1952 году на месте могилы был поставлен бюст Гоголя работы Н. В. Томского. Это было сделано вопреки завещанию писателя, который, как человек верующий, призывал не почитать его прах, а молиться о душе.

Голгофу отправили в мастерскую гранильщиков. Там камень нашла вдова Михаила Булгакова. Ее муж считал себя учеником Гоголя. В трудные минуты он часто ходил к его памятнику и повторял: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью". Женщина решила установить камень на могиле Булгакова, чтобы и после смерти Гоголь незримо оберегал его.

В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище. Как найти это место, чтобы почтить память великого писателя? Могила находится в старой части кладбища. С центральной аллеи следует свернуть направо и найти 12-й ряд, участок № 2.

Могила Гоголя, как, впрочем, и его творчество, таят в себе множество тайн. Разгадать их все вряд ли удастся, да и нужно ли? Своим близким писатель оставил завет: не скорбеть о нем, не связывать его с прахом, который грызут черви, не беспокоиться о месте захоронения. Он хотел увековечить себя не в гранитном памятнике, а в своем творчестве.


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы